◄◄ к оглавлению (подборка по истории медиаобразования) ►►

в информационный блок: Медиаобразование ◄► в раздел библиотека

УКРАИНА

ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ

Система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.

Дошкольное образование в Украине включает сеть дошкольных учебных заведений, научные и методические учреждения, органы управления образованием, семью.

Дошкольные учебные заведения:

*        дошкольные образовательные учреждения (ясли);

*        дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады);

*        дошкольные образовательные учреждения (детские сады);

*        дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа;

*        дома ребёнка;

*        дошкольные образовательные учреждения (детские дома) интернатного типа;

*        дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) семейного типа;

*        дошкольные образовательные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа;

*        дошкольные учебные заведения (центры развития ребёнка).

Общее среднее образование

В направлении формирования сети общеобразовательных учреждений государство гарантирует конституционное право для каждого гражданина на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования.

Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется с учетом демографической, этнической и социально-экономической ситуации по образовательным уровням. В соответствии с образовательным уровнем функционируют общеобразовательные учебные заведения I степени (начальная школа); II степени (основная школа); III степени (старшая школа). Общеобразовательные учебные заведения всех трёх степеней могут функционировать интегрировано или самостоятельно.

Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста.

Внешкольное образование

Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определенной Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.

На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Типы внешкольных учебных заведений:

*        Детско-юношеские спортивные школы.

*        Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).

*        Малая академия искусств (народных ремёсел).

*        Малая академия наук учащейся молодёжи.

*        Детско-юношеские лагеря.

*        Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.

*        Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.

*        Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.

*        Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.

*        Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.

*        Детская флотилия моряков и речников.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.

В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.

К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:

*        профессионально-техническое училище соответствующего профиля;

*        профессиональное училище социальной реабилитации;

*        высшее профессиональное училище;

*        профессиональный лицей;

*        профессиональный лицей соответствующего профиля;

*        профессионально-художественное училище;

*        художественное профессионально-техническое училище;

*        высшее художественное профессионально-техническое училище;

*        училище-агрофирма;

*        высшее училище-агрофирма;

*        училище-завод;

*        центр профессионально-технического образования;

*        центр профессионального образования;

*        учебно-производственный центр;

*        центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;

*        учебно-курсовой комбинат;

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Днепропетровская детская железная дорога это украинское учреждение внешкольного образования. 6191 метр.

Детская шахматная школа

Детско-юношеская спортивная школа

Музыкальная школа

В Одессе создана детско-юношеская спортивная школа по парусному спорту

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

Красный корпус Киевского национального университета

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ведущий и один из крупнейших вузов Украины, национальный центр науки и культуры, один из старейших университетов Украины. Основан 8 ноября 1833 года как Киевский Императорский университет святого Владимира.

Университет является многоотраслевым образовательно-научным комплексом. На его базе создано 14 факультетов гуманитарного и естественнонаучного направления и 7 учебных институтов в которых обучается около 25 тыс. студентов. В структуре университета есть физико-математический лицей, информационно-вычислительный и издательско-полиграфический центры, несколько астрономических обсерваторий, библиотека, ботанический сад имени Фомина и Каневский государственный заповедник.

Мемориальная доска на Красном корпусе в честь павших в 19411945 гг. студентов, преподавателей и работников университета

Жёлтый корпус Киевского национального университета

Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана (Главный корпус) специализированное учебное заведение. Свою историю университет отсчитывает с 1906 г., когда в Киеве были открыты коммерческие курсы.

*        учебный центр;

*        другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.

Подготовка рабочих в государственных 930 ПТУЗ в 2007–2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.

Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.

Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006–2007 учебном году составляет 86%.

Высшее образование

Высшее образование – уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации.

Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.

Болонский процесс

В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса, Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.

4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.

Структура

Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.

Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:

*        Первый уровень – техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;

*        Второй уровень – колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;

*        Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) – институт, консерватория, академия, университет.

Образовательные уровни:

*        неполное высшее образование;

*        базовое высшее образование;

*        полное высшее образование;

Образовательно-квалификационные уровни:

*        младший специалист;

*        бакалавр;

*        специалист, магистр.

Последипломное образование

Последипломное образование – специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

*        переподготовку – получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;

*        специализацию – приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;

*        расширение профиля (повышение квалификации) – приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;

*        стажировка – приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной специальности.

К заведениям последипломного образования относятся:

*        академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты;

*        подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и другие);

*        профессионально-технические учебные заведения;

*        научно-методические центры профессионально-технического образования;

*        соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

Самообразование

Для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радиоучебные программы и т.д.

Оценка знаний

Украинские вузы используют традиционную 5-балльную шкалу:

*        «отлично» = «5»

*        «хорошо» = «4»

*        «удовлетворительно» = «3»

*        «неудовлетворительно» = «2»

Начиная с 2006 года (и даже раньше в некоторых вузах) качество знаний студентов также оценивают по шкале от 0 до 100. Эти оценки могут быть преобразованы в 4-бальную шкалу следующим образом (эта система может немного отличаться в разных вузах):

*        от 90 (или 91) до 100 – «отлично»

*        от 70 до 89 (или 90) – «хорошо»

*        от 60 (или 61) до 70 – «удовлетворительно»

*        от 0 до 59 (или 60) – «неудовлетворительно»

В вузах используются обе эти шкалы оценок.

В средней школе также использовалась 4-бальная шкала до 2000 года. С 2000 года в среднем образовании используют 12-бальную шкалу, которая может быть преобразована в традиционную 5-бальную следующим образом:

*        «12» = «5+»

*        «11» = «5»

*        «10» = «5-»

*        «9» = «4+»

*        «8» = «4»

*        «7» = «4-»

*        «6» = «3+»

*        «5» = «3»

*        «4» = «3-»

*        «3» = «2+»

*        «2» = «2»

*        «1» = «2-»

Справка подготовлена по материалам Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_на_Украине и

http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_университетов

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского расположен в городе Симферополь. Университет является преемником первого высшего учебного заведения в Крыму Таврического университета, созданного 14 октября 1918 года по инициативе Соломона Самойловича Крыма.

Знаменитые выпускники университета: Курчатов, Игорь Васильевич; Курчатов, Борис Васильевич; Лебединский, Александр Игнатьевич; Щёлкин, Кирилл Иванович; Лойцянский, Лев Герасимович.

Харьковский национальный медицинский университет старейшее учебное заведение высшего медицинского образования на Украине. Год основания 1805

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности МЧС Украины

Подробнее смотрите Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Украина

Дополнительно смотрите:

Система образования в Украине давно устарела (Газета "Пульс Севастополя" 2011)

Современное образование в Украине (Портал UBR)

В. Пристинский. Образование в Украине: реальные проблемы и перспективы (Проект: newzz.in.ua)

Украинская система образования (Портал: see-you.in.ua)

Дошкольное образование в Украине стало обязательным (Портал киевских мам)

Образование на Украине: Статистика

В Украине не будет ни техникумов, ни ПТУ

Вузы Украины. Справочник абитуриента (на русском языке)

Медиаобразование на Украине

Развитие медиаобразования в России и Украине в течение многих десятилетий советского периода практически совпадало [см.: Силина, 1968; Федоров, 2001; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. Медиаобразовательные занятия (в основном на материале киноискусства и прессы) имели очаговый, факультативный характер и зависели от энтузиазма конкретных педагогов. В теории и методике доминировали эстетический и практический подходы [см.: Силина, 1968; Федоров, Челышева, 2002; Чашко, 1979 и др.]. В 60-х – 80-х годах XX века наиболее активной была киевская группа украинских кинопедагогов (О.Мусиенко, В.Силина, Л.Чашко и др.). Помимо кружков, факультативов (эстетический подход) и кино/фото/видеостудий, школьных и вузовских самодеятельных газет и журналов (практический подход) медиаобразование развивалось и в интегрированном варианте – в рамках таких обязательных дисциплин, как литература, история, русский, украинский и иностранные языки.

В 90-х годах прошлого века вышедший в Киеве «Украинский педагогический словарь» [Гончаренко, 1997] в расшифровке понятия «медиаобразование», по сути, повторял аналогичное определение из «Российской педагогической энциклопедии»: направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование, 1993, с. 555]. Да и в целом первая половина 90-х годов прошлого века не была для украинских медиапедагогов продуктивной: по-видимому, политические и экономические проблемы не давали возможности сконцентрироваться на «второстепенных» направлениях педагогики. Хотя отдельные примечательные акции (конференции, фестивали) проводились, например, Национальной ассоциацией деятелей кинообразования Украины (Асоціація діячів кіно-освіти України) под руководством ее президента – О.С. Мусієнко

Новая страница в движении украинского медиаобразования началась с 1999 года, когда во Львовском национальном университете был создан Институт экологии массовой информации под руководством Б.Потятиника, который наладил сотрудничество с американскими медиаобразовательными ассоциациями и взял курс на разработку новых подходов в области медиапедагогики (по-украински медиаобразование переводится как ‘медiа-освiта’). К примеру, в сентябре 2002 года лидеры Института экологии массовой информации Б.Потятиник и Н.Габор успешно организовали и провели международную научно-практическую конференцию «Медиаобразование как часть образования гражданина» [Медia-атака, 2002]. Коллективом этих медиапедагогов была создана и внедрена в учебный процесс львовской средней школы № 77 программа факультативного обучения по курсу «Медіа-освіта в Україні» для 7–11 классов [http://www.mediaeducation.iatp.org.ua/page2.html].

Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации, в определенной мере сделал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с. 49–52; Медia-атака, 2002, с. 61–90]. Лидер львовской медиаобразовательной школы Б.В.Потятинник уверен, что «медиаобразование – научно-образовательная сфера деятельности, которая ставит перед собой цель помочь личности в формировании психологической защиты от манипуляции или эксплуатации со стороны масс-медиа и развивать/прививать информационную культуру» [Потятинник, 2005, с. 8].

Однако материалы интернетного сайта института и многочисленных круглых столов и конференций [Медia-атака, 2002], проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Украинская версия» медиаобразования, согласно львовскому подходу, основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с. 50]. Наиболее полно точка зрения львовской научной школы медиаэкологии, медиакритики и медиаобразования представлена в монографии Б.В.Потятинника «Медиа: ключи к пониманию» [Потятинник, 2004]. В частности, там значительное внимание уделяется не только теориям медиа, но и проблеме медийного насилия, последствиям его воздействия на несовершеннолетнюю аудиторию.

В начале XXI века усилиями доктора педагогических наук, профессора Г.В.Онкович (Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины) ярко заявила о себе и киевская группа медиапедагогов. В своих трудах Г.В.Онкович справедливо отмечает, что не стоит ограничивать аудиторию медиаобразования только учащимися: медиаграмотность нужна также и взрослым [Онкович, 2007]. Кроме того, Г.В.Онкович резонно обращает внимание и на необходимость самостоятельного медиаобразования [Онкович, 2007(а), с. 29–31]. На первый план в своей теоретической концепции Г.В.Онкович выдвигает идеи медиадидактики [Онкович, 2007]. В очных научных дискуссиях с Г.В.Онкович мне удалось выяснить, что в ее понимании медийная дидактика имеет подразделы, соответствующие различным видам медиа: прессы, радио, кино, телевидения и пр.

Заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины Л.А.Найдьонова разработала модель медиакультуры, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) [Найдьонова, 2007, с. 165–166].

В какой-то степени эта модель соотносится с разработанной нами моделью развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Федоров, 2007, с. 145], где мы выделили теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие. Однако в нашей модели отдельно выделены диагностические и результативный компоненты модели, в то время, как в модели Л.А.Найдьоновой они, по-видимому, встроены в каждый из четырех выделенных ею блоков. Это такие показатели, как дифференцированный выбор, способность оценивать медиатексты, «энергетическая заряженность» на «поиск», «актуализацию», «генерацию» и «использование» медиа и медиатекстов [Найдьонова, 2007, с. 167].

Следуя идеям британского ученого Л.Мастермана, украинские ученые в последние годы тесно связывают медиаобразование и с развитием критического мышления [Тягло, 2002, с.35]. При этом, признавая важность автономного профессионального и массового медиаобразования, украинские медиапедагоги в большей степени анализируют возможности интегрированного медиаобразования, в частности, на лингвистическом материале [Онкович, 1997, С. 19–24; Янишин, 2007, С. 430–431], в подготовке PR-специалистов [Недоходюк, 2007, С. 194–197] и др.

Так А.Д.Онкович в своей диссертации доказывает эффективность медиаобразования на материале прессы и иных средств массовой коммуникации на основе следующего цикла творческих заданий:

*          изучение информации об образовательной прессе (с учетом особенностей развития системы образования в данной стране);

*          изучение «монтажного» языка издания (или теле/радиопередачи);

*          комментирование рубрик, обзор связанных с ними статей, передач;

*          общий анализ материалов периодики (прессы, теле/радиопередачи);

*          анализ жанровой палитры современной публицистики, актуализация «образа жанра»;

*          работа над проблемной статьей на актуальную тему;

*          анализ проблематики издания, характеристика его издателей и авторов;

*          работа со специальной лексикой издания (терминология, типичные синтаксические конструкции и т.д.);

*          анализ презентации знаменитостей, о которых пишет данное издание;

*          комментарий актуальных проблем, отраженных в публикациях данного издания [Онкович, 2004, с.16].

Вместе с тем нынешним украинским медиапедагогам чужда национальная замкнутость, они внимательно анализируют российский [Баришполець, 2008; Бондур, 2005; Бужиков, 2007; Онкович, 2007; Чемерис, 2006], немецкий [Румянцев, 2002, с.10-17; Робак, 2006, С. 275–286], французский [Онкович, 2007], американский [Габор, 2002, с. 50–51; Онкович, 2007], британский и канадский [Габор, 2002, с. 49; Онкович, 2007; Чернявська, 2005; 2006] медиаобразовательный опыт. В частности, стали появляться первые переводы статей российских авторов на украинский язык [Федоров, 2008].

К сожалению, научные исследования украинских медиапедагогов практически не получили грантовой поддержки со стороны Министерства образования Украины и украинских государственных научных фондов. Не слишком сильна и поддержка украинского движения медиаобразования и со стороны зарубежных фондов. Наиболее ярким примером такого рода стала Media Literacy Program in the CIS (2006–2009) при поддержке гранта ReSET-HESP (http://wwwnew.towson.edu/medialiteracy/localaboutus.htm). Можно также отметить поддержку проекта Бориса Потятиника «Электронный журнал Института медиаэкологии «Медиаобразование» ("Медіа-освіта") – http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm, инициированный с 2001 года при поддержке Международного фонда «Возрождение».

Не очень впечатляющими в итоге оказались и списки защищенных украинскими педагогами диссертаций, изданных с 1992 по 2008 годы монографий, учебных пособий по медиаобразовательной тематике.

А.В. Федоров

Электронная научная энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"

Изучение и анализ состояния медиаобразования в России и Украине позволило мне осуществить сравнительный анализ медиаобразовательных подходов двух стран, результаты которого кратко представлены в таблице 1.

Таб. 1. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:

1. Ведущие медиаобразовательные организации и журналы

Украина

Россия

Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/index.htm

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://www.medialiteracy.boom.ru

http://www.mediaeducation.boom.ru

Лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.

Федерация Интернет-образования России

http://www.fio.ru

Институт высшего образования Академии педагогических наук Украины

ЮНПРЕСС

http://www.ynpress.com

Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины (Асоціація діячів кіно-освіти України)

Медиашкола ЮНПРЕСС:

http://www.mediashkola.ru

Лаборатория экранных искусств с проблемной группой информационных технологий Института художественного образования Российской Академии образования

http://art-education.ioso.ru/otd-dop-ekran.htm

Лаборатория ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования Российской Академии образования

http://www.mediaeducation.ru

Научно-исследовательская лаборатория «Школьная медиатека» Российской Академии образования:

http://www.ioso.ru/scmedia

Кафедра социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института

http://www.tgpi.ru

Региональный Центр медиаобразования (Екатеринбург)

http://www.omo-ps.ru/

Уральский научно-методический центр медиакультуры и медиаобразования:

http://www.urfomediacenter.ru

Сибирская Ассоциация медиаобразования и Томский институт информационных технологий

http://tiit.tomsk.ru/home

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и медиаобразование:

http://ct-net.net/ru/ct_proj_med_ru

2. Журналы и полнотекстовые электронные библиотеки по медиаобразованию, издание монографий и учебных пособий по проблемам медиаобразования

Украина

Россия

Интернет-журнал «Медiа-освiта»

http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm

Журнал «Медиаобразование» (печатная и электронная версии)

http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/

http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=6096

http://www.edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34437

Медиаобразование: Украина:

http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060

Данная полнотекстовая интернет-библиотека трудов украинских ученых, педагогов по проблемам медиаобразования, медиаграмотности создана на портале Министерства образования и науки Российской Федерации (сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России): в рамках проекта Media Education in Russia and Ukraine: Comparative Analysis, который осуществлялся поддержке гранта Central Eurasian Short-term (CEST) – The Kennan Institute (2008).

С 1992 по 2008 годы украинскими медипедагогами издано не более десятка монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразозования.

Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения более обширен.

Журнал – «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества»

http://www.omo-ps.ru/

Журнал «Медиатека и мир»

http://www.rsl.ru/index.php?f=494

Открытая электронная библиотека "Медиаобразование":

http://edu.of.ru/medialibrary

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ – http://www.rfh.ru).

Грант № 08-06-12103 в. Научный руководитель проекта – д.п.н., профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.

Электронная Библиотека на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование»:

http://www.mediagram.ru/library/

Проект осуществляется МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках реализации окружной программы «Электронная Югра (2006–2008 годы)» и является российским вкладом в разработку Media Literacy Education Clearinghouse http://www.aocmedialiteracy.org, создаваемого под эгидой проекта «Альянс цивилизаций» ООН.

С 1992 по 2008 года в России издано свыше 60 монографий и учебных пособий по проблемам массового медиаобразования.

Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более обширен.

3. Главные цели образования

Украина

Россия

*       Развитие медийной экологии, защита аудитории от вредных медийных воздействий (Институт медиаэкологии при Львовском национальном университете);

*       Развитие критического мышления, критической автономии аудитории на основе умений квалифицированного анализа медиатекстов различных видов и жанров (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством А.В.Федорова);

*       Развитие медиадидактики (коллектив медиапедагогов под руководством Г.В.Онкович);

*       Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Федерации Интернет-образования России, ЮНПРЕСС, Сибирской Ассоциации медиаобразования);

*       Развитие критического мышления аудитории на медийном материале (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);

*       Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, лаборатория экранных искусств Института художественного образования РАО);

*       Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (одна из целей практически всех медиаобразовательных организаций Украины);

*       Защита детской аудитории от вредного воздействия медийного насилия (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России);

*       Развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Национальная ассоциация деятелей кинообразования Украины);

4. Основные медиаобразовательные теории

Украина

Россия

*       защитная теория;

*       эстетическая теория;

*       теория медиаэкологии;

*       теория развития критического мышления и критической автономии;

*       «практическая» теория;

*       культурологическая теория развития личности;

*       теория развития критического мышления;

*       «практическая» теория;

*       социокультурная теория;

*       социокультурная теория;

*       эстетическая теория;

5 Базовые медиаобразовательные модели

Украина

Россия

*       «Защитная», медиаэкологическая модель, включающая развитие критического мышления – на всех уровнях обучения;

*       Развития критического мышления, творческих способностей на медиаматериале – на всех уровнях обучения.

*       Медиадидактическая модель (ориентация на ряд дидактических моделей, связанных с кинообразованием, образованием на материале прессы, телевидения, радио, интернета и т.д.) – на всех уровнях обучения;

*       Воспитательно-эстетические модели (изучение моральных, философских проблем на медиаматериале), преимущественно в старших классах и вузах;

*       Модель медиакультуры (состоящая из четырех взаимосвязанных блоков: «реакции» (поиск информации, ее чтение/сканирование, идентификация/распознавание медиатекстов), «актуализации» (ассимиляция, интеграция новых знаний, связанных с медиа), «генерации» (инкубация, творческая конвертация, трансформация медийных знаний и умений), «использования» (передача информации, инновационная деятельность, исследования в области медиа) – на всех уровнях обучения;

*       Практические (изучение использования медиа на практике) – на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования;

*       Практические модели (изучение использования медиа на практике) – на всех уровнях обучения, включая школы, вузы и учреждения дополнительного образования; социокультурного развития личности;

*       Социокультурного развития личности (в области развития восприятия и вкуса, критического мышления, интерпретации, анализа медиатекстов и т.д.) – на всех уровнях обучения.

Здесь можно выделить как теоретическую (блок подготовки аудитории в области теории медиа и медиаобразования и блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии) и практическую (блок креативной деятельности, блок перцептивно-аналитической деятельности) составляющие (А.В.Федоров). Плюс диагностические и результативный компоненты модели, с соответствующими показателями медиакомпетентности (мотивационным, контактным, информационным, перцептивным, интерпретационным/оценочным, практико-операционным/деятельностным и креативным);

*       Социокультурного развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) – на всех уровнях обучения;

*       Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;

*       Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы;

6. Ключевые темы медиаобразовательных занятий

Украина

Россия

Медиаэкология, медиадидактика, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

Медийное восприятие, аудиовизуальное восприятие, Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

7. Грантовая поддержка научных исследований в области медиаобразования

Украина

Россия

О грантовой поддержке медиаобразовательных проектов со стороны министерств или государственных научных фондов Украины у нас нет данных.

Поддержка медиаобразования зарубежными фондами фрагментарна.

Число диссертаций украинских педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных в XXI веке, не превышает десятка.

Гранты Министерства образования и науки Российской Федерации (1999–2001; 2002–2003; 2006–2008), Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда (1997–2009), Российского фонда фундаментальных исследований (2002–2004), Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России» (2003–2005), ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов («Институт «Открытое общество», МИОН – Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Всего было получено свыше 40 научно-исследовательских грантов.

С начала XXI века в России было защищено уже свыше 40 диссертаций по тематике медиаобразования.

8. Положительные и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса

Украина

Россия

Несмотря на заметное усилие научно-исследовательской работы в области медиаобразования, ее темпы все еще отстают от потребностей современного общества.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и пока еще не внедрено на практике.

В целом медиаобразование все еще далеко не только от широкого практического внедрения, но и от достаточно заметного экспериментального уровня.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также связаны:

*       с отсутствием целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

*       с инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

*       с традиционными подходами структур Министерства образования, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при отсутствии внимания к актуальным проблемам медиапедагогики.

Для придания движению медиаобразования ощутимого импульса необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества.

Ведется интенсивная научно-исследовательская работа по тематике медиаобразования при грантовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).

Медиаобразование в школах развито все еще слабо и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер.

Медиаобразование студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений. Вместе с тем с официальным открытием (с 2002 года) вузовской специализации «Медиаобразование» имеются перспективы расширения спектра высших учебных заведений России, внедряющих медиаобразование в учебный процесс.

В развитии медиаобразования недостаточна роль педагогических вузов, факультетов журналистики, а также медийного сообщества в целом.

Трудности развития медиаобразования на современном этапе также связаны:

*       с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

*       с определенной инертностью руководства вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразовательных курсов;

*       с традиционными подходами структур Министерства образования и науки, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиапедагогики.

В целом медиаобразование все еще не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Необходима консолидация педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапедагогов-экспериментаторов и также медийного сообщества, координация взаимодействия государственных структур, уже существующих медиаобразовательных центров и многочисленными экспериментальных площадками в данной области.

(составитель – А.В.Федоров)

ВЫВОДЫ

Как видно из данных таблицы 1, несмотря на похожие проблемы и трудности, развитие медиаобразования в Украине на сегодняшний день заметно отстает от российского уровня по ряду параметров. Сегодня украинских медиапедагогов объединяет стремление создать (по аналогии с Россией) Ассоциацию медиапедагогики Украины, основать свой собственный научный журнал (не только в электронной, но и печатной версиях), в котором публиковались бы статьи по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, открыть новую вузовскую специальность «медиапедагогика» с квалификацией «медиапедагог» [Онкович, 2007(л), с. 358].

В тоже время, можно выделить два соперничающих направления в медиаобразовательном процессе – киевский и львовский. Киевская группа медиапедагогов во главе с Г.В.Онкович делает основную ставку на медиадидактику – «совокупность упорядоченных знаний, принципов, умений, методов, способов и форм организации учебного процесса на материале средств массовой коммуникации при интеграции медиапедагогики с другими дисциплинами» [Онкович, 2007(л), с.358]. Львовский же коллектив педагогов ориентируется на проблемы медийной экологии и связь журналистики с медиаобразованием. К сожалению, у этих групп пока еще так и не сложились творческие контакты в Ассоциацией деятелей кинообразования Украины (глава Ассоциации – О.Мусиенко).

Украинские медиапедагоги признают, что в области медиаобразования Украина все еще отстает от многих стран [Найдьонова, 2007, с. 163], однако нарастающее внимание к проблемам медиапедагогики [см., например, диссертации А.Д.Онковича, 2004 и И.М.Черемис, 2008] в двух крупнейших научных центрах Украины – Киеве и Львове – позволяет оптимистично смотреть в будущее.

А.В. Федоров

Электронная научная энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"

Исходная PDF-версия очерка

Литература

1.            Баришполець О. Медіаосвіта: зарубіжний досвід // Соцiальна психологiя. 2008. № 3 (29) http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=84&c=2072

2.            Бондур Ю.В. Художне виховання старшокласникiв засобами медiа-культури // Науковi працi. 2005. Т.42. № 29. C. 111–116.

3.            Бужиков Р.П. Інноваційно-комунікаційні технології у системі дистанційного навчання // Вища освіта України. 2007. № 3. Додаток 3 (т.7). Тем. вип. «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору: моніторинг якості освіти». С. 202–206.

4.            Габор, Н. Медiа-освiта по-.., або замiсть пiслямови // Медia-атака / Сост. Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: Iнститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр ‘Нова журналiстика’, 2002. C. 49–52.

5.            Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. К.: Либідь, 1997. 376 с.

6.            Гришкова Р.О., Онкович Г.В. Використання засобів масової інформації у формуванні іншомовної соціокультурної компетенції студентів нефілологічних спеціальностей // Вересень. 2006. №№ 3–4 (36–37). С. 35–41.

7.            Козлова А. Журналістська освіта за кордоном // Вища освіта України. 2007. № 2. С. 105–109.

8.            Козлова А. Журналістська освіта за кордоном: проблеми та перспективи // Українська журналістика: умови формування та перспективи розвитку / Відп. ред.: С.М.Квіт, Т.Г.Бондаренко. Черкаси: МОН України: Черкаський нац. ун-т ім. Б.Хмельницького, 2007. С. 18–20.

9.            Козлова А. Закордонний досвід підготовки журналістських кадрів // Вища освіта України. 2007. № 2. Додаток: тем. вип. «Педагогіка вищої школи: методологія, теорія, технології». Т.3. С. 137–139.

10.        Козлова Г.В. Журналістська освіта за кордоном // Актуальні теоретичні і прикладні проблеми мас-медіа. Рівне: МЕГУ імені ак. Степана Дем’янчука, 2007. С. 21–23.

11.        Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

12.        Масол, Л. Медіакультура як компонент освіти // Мистецтво та освіта. 2003. № 2. С. 2–7.

13.        Медia-атака / Сост. Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: Iнститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр ‘Нова журналiстика’, 2002. – 56 с.

14.        Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

15.        Медіа-освіта: електронний журнал Iнституту Медiаекологii / http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/indexukr.htm

16.        Найдьонова Л.А. Перспективи розвитку медiаосвiти в контекстi болоньского процессу: процесуальна модель медiакультури // Болонський процес і вища освіта в Україні та Європі: проблеми й перспективи. К., 2007. С. 162–168. http://www.edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060

17.        Недоходюк Г.Д. PR у системі вищої освіти // Вища освіта України. Додаток 3 (Т.2). 2006. Тем. вип. «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору». С. 282–285.

18.        Недоходюк Г.Д. Роль PR-технологій в українській вищій школі у контексті європейської інтеграції // Вища освіта України. 2007. № 3. Додаток 3 (т.6). Тем. вип. «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору: моніторинг якості освіти». С.194–197.

19.        Онкович А.Д. Формування педагогічної компетентності вчителів української діаспори США засобами педагогічної періодики. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2004. 22 с.

20.        Онкович А.Д., Онкович Г.В. Медіапедагогіки і медіаосвіта // Українська журналістика: умови формування та перспективи розвитку / Відп. ред.: С.М.Квіт, Т.Г.Бондаренко. Черкаси: МОН України; Черкаський нац. ун-т ім. Б.Хмельницького 2007. С. 52–57.

21.        Онкович Г.В. Засоби масової інформації у навчанні мови (українознавчий аспект) // Дивослово, 1997. № 5–6. С. 19–24.

22.        Онкович Г.В. Засоби масової комунікації у термінологічному просторі медіа-освіти // Дивослово. 2007 (а). № 5. С. 29–31.

23.        Онкович Г.В. Засоби масової комунікації у термінологічному просторі медіа-освіти // Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках / Составитель Т.С.Пристайко. Дніпропетровськ: Пороги, 2007 (б). С. 380–383.

24.        Онкович Г.В. Медиадидактика // Журналистика и медиаобразование-2007. В 2 т. Т.1 / под ред. проф.. А.П.Короченского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007 (в). С. 243–248.

25.        Онкович Г.В. Медиадидактика в обучении русскому языку как иностранному // Мир русского слова и русское слово в мире. Т. 6 (2). Методика преподавания русского языка (родного, неродного, иностранного). София: Neron press, 2007 (г). С. 335–340.

26.        Онкович Г.В. Медіапедагогіка // Вища освіта України. 2007 (д). № 2. Додаток 1. С. 123–125.

27.        Онкович Г.В. Медіа-педагогіка і медіа-освіта: поширення у світі // Дивослово. 2007 (е). № 6. С. 2–4.

28.        Онкович Г.В. Медіапедагогіка. Медіаосвіта. Медіадидактика // Актуальні проблеми гуманітарної освіти / За заг. ред. Г.В. Онкович, А.М.. Ломаковича КиївКременець: РВЦ КОГПІ імені Тараса Шевченка, 2007 (ж). С. 20–25.

29.        Онкович Г.В. Медіапедагогіка. Медіаосвіта. Медіадидактика // Актуальні теоретичні і прикладні проблеми мас-медіа. Рівне: МЕГУ імені академіка Степана Дем’янчука, 2007 (з). С. 16–18.

30.        Онкович Г.В. Медіапедагогіка. Медіаосвіта. Медіадидактика // Вища освіта України. 2007 (и). № 2. С. 63–69.

31.        Онкович Г.В. Медіапедагогіка як складова медіакультури // Зб. науков. праць Кременец. обл. гуманіт.-педаг. ін-ту ім. Т.Шевченка. Вип. 1. Серія: Педагогічні науки. Кременець: Кременец. обл. гуманіт.-педаг. ін-т, 2007 (к). С. 100–107.

32.        Онкович Г.В. Технології медіаосвіти // Вища освіта України. 2007 (л). № 3. Додаток 3 (т.5). Тем. вип. «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору: моніторинг якості освіти». С. 357–363.

33.        Піскун О.М. Медіаосвіта в Україні: реалії та перспективи підготовки журналістів // Ученые записки. Симферополь. 2005. Т.18 (57). № 3. С. 97–99.

34.        Потятинник Б.В. Медіа: ключі до розуміння. Львів, Паіс, 2004. 312 с. http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/biblioteka/knyga.htm#_Toc74750443

35.        Потятинник Б.В. Медіа-освіта: журналiстика для всiх. 2002. http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/index.htm

36.        Потятинник Б.В. Масова журналістська освіта – а чому б ні? // МедіаКритика. 2005. № 10. С. 7–10.

37.        Потятиник. Б.В., Лозинський, М. Патогенний текст. Львiв: Мiсiонер, 1996. 296 c.

38.        Робак В. До питання про розвиток медіапедагогіки у Німеччині // Другий український педагогічний конгрес. Львів: ТзОВ Камула, 2006. С. 275–286.

39.        Румянцев В.В. Медийное образование // Зеркало Европы 2002. № 7. http://hipressure.donbass.com/edu/conf2001/rumyantsev.htm

40.        Силина В.К. Кино в школе как средство эстетического воспитания. Киев: Радкола, 1968. 174 с.

41.        Тягло О.В. Критичнее мислення як елемент сучасноi медіа-освіти // Медia-атака / Сост. Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. Львiв: Iнститут екологii масовоi iнформацii, Meдia-центр ‘Нова журналiстика’, 2002. C. 35.

42.        Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР. 708 с.

43.        Федоров А.В. Медiаосвiта: творчi завдання для школярiв // Відкритий урок: розробки, технології, досвід. 2008. № 1.

44.        Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

45.        Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

46.        Чашко Л.В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе. Киев: Радкола, 1979. 152 с.

47.        Чемерис І.М. Медіа-освіта за кордоном: теорії медіаосвіти та коротка історія розвитку // Вища освіта України. 2006. № 3.

48.        Чемерис І.М. Формування професійної компетентності майбутніх журналістів засобами іншомовних періодичних видань. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Київ, 2008. 24 с.

49.        Чернявська Ю.Ю. До питання розвитку медіа-освіти в школах Західної Канади // Інформаційні технології і засоби навчання / За ред. В.Ю.Бикова, Ю.О.Жука. К., 2005. С. 249–255.

50.        Чернявська Ю.Ю. Медіа-освітаінноваційний напрям у школі Канади // Директор школи Україна. 2006. № 3. С. 34–38.

51.        Чернявська Ю.Ю. Медіа-освіта у Великій Британії та Канаді // Інформаційне забезпечення навчально-виховного процесу: Інноваційні засоби і технології. К., 2005. С. 153–175.

52.        Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия педагогических наук, 1991. 23 с.

53.        Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии

педагогических наук, 1990. 66 с.

54.        Шумаева, С. Медіаосвіта: історичні та культурологічні аспекти розвитку // Рідна школа. 2003. № 5. С. 70–72.

55.        Янишин О.К. Іншомовні періодичні видання у формуванні комунікативних умінь працівників інформаційної сфери (медіадидактичний підхід) // Вища освіта України. 2007. № 3. Додаток 3 (т.5). Тематичний випуск «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору: моніторинг якості освіти». С. 428–434.

56.        Янишин О.К. Пресодидактика та пресолінгводидактика крізь призму медіаосвіти Науковий часопис НПУ ім. М.П. Драгоманова. Серія 7. Релігієзнавство. Культура. Філософія. Вип. 11 (24). К.: НПУ імені М.П. Драгоманова, 2007. С. 226–228.

◄◄ к оглавлению (подборка по истории медиаобразования) ►►

в информационный блок: Медиаобразование ◄► в раздел библиотека

Hosted by uCoz