◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок:
Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СКАНДИНАВИИ
ДАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В ДАНИИ Действующая
система
образования установлена Законом об образовании 2003 года. Она
включает дошкольные учреждения (ясли и детские сады), общие средние школы,
гимназии, народные школы для взрослых и высшие учебные заведения. Около 99%
учеников посещают среднюю школу, 86% – старшую школу и 41% продолжают своё
обучение в высших учебных заведениях. Все обучение в Дании бесплатно, также
нет никакой платы при зачислении. Ученики в старшей школе и выше могут
претендовать на Студенческую Помощь, которая представляет собой ежемесячную
фиксированную денежную выплату – аналог стипендии. Грамотность в Дании –
около 99%, как среди мужчин, так и среди женщин. Дошкольное образование Финансирование
детских садов, планирование количества мест, администрация – производится
муниципалитетами. Закон гласит: каждый ребёнок должен иметь место в детском саду,
если того желают его родители. Детские
сады открыты круглый год, за исключением выходных и дней национальных
праздников, с 7 утра до 5–6 часов вечера. Имеется
несколько видов детских садов:
Ясли:
для детей от 6 месяцев до 3-х лет возрастом. Обычно: 30–60 детей.
Детские
сады: для детей от 3-х до 6/7 лет возрастом. Обычно: 40–80 детей.
Расширенные
детские сады: для всех возрастных групп. Обычно: до 150 детей.
Муниципальные
группы по присмотру за детьми: По контракту с муниципалитетом, индивиды имеют
право наблюдать за детьми в группах по 5–10 детей. Первичное образование в
Дании называется «den Danske Folkeskole»
("Датская средняя школа"). Она начинается с
детсадовского класса/0-го класса («børnehaveklasse»/«0.
Klasse»)
и заканчивается 10-м классом, хотя 10-й класс не является обязательным.
Ученики могут посещать как бесплатные школы («Friskole»),
так и частные школы («Privatskole»), то есть школы,
которые не находятся под управлением муниципалитетов, такие как христианские
школы или Вальдорфские школы. Международная
программа по оценке образовательных достижений учащихся, управляемая ОЭСР,
поставила Датское образование на 24-е место в мире в 2006, что
свидетельствует о его качестве примерно на уровне среднего показателя ОЭСР. Датская
система образования даёт полный контроль родителям – они решают, ходить
ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование с 7
до 16 лет, но не обязательное посещение школы. После
выпуска из Folkeskolen, существует несколько путей
дальнейшего образования, включая Гимназию (академически ориентированную старшую школу),
Высшая подготовительная экзаменовка (Højere Forberedelseseksamen или HF) (похоже на гимназию, но на
год короче), Высшая Техническая Экзаменационная Программа (HTX, Højere Teknisk Eksamen), с упором на математику и инженерию, а также
Высшая Коммерческая Экзаменационная Программа (Højere
Handelseksamen, abbreviated
HHX), с упором на торговлю и бизнес. Кроме того, существует также профессиональное
образование, позволяющее молодым людям получить определенную специализацию в
торговле при помощи совмещения обучения и практики. |
|
КОПЕНГАГЕНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ Один из самых старых университетов
в Северной Европе и самое большое учебно-исследовательское учреждение в
Дании. За все годы его существования в университете происходило множество
изменений. Копенгагенский университет был официально открыт 1 июня 1479 года,
после того, как король Кристиан I получил одобрение
от Римского папы Сикста IV. Согласно обзору образовательных
учреждений журнала TIME, Копенгагенский университет занимает 66-е место в
мире и 20-е в Европе. В обзоре также отмечается, что Гуманитарный факультет
находится на 18-м месте в мире, а факультет общественных наук входит в число
50-ти лучших факультетов в своей области. В Университете приблизительно 100
различных институтов, факультетов, лабораторий, учебных центров и музеев. |
Гимназии, HF, HTX и HHX ставят своей целью подготовку
учеников к высшему образованию в университетах и колледжах. Высшее образование В
Дании есть несколько университетов. Крупнейшие из них и самые старые –
Копенгагенский университет, основанный в 1479, и Университет Орхуса, основанный в 1928. Folkehøjskolerne, ("Общественная Высшая
Школа") основанная политиком, священником и поэтом Николаем Грундтвигом в XIX-м веке – это социальные свободные
учебные структуры без тестов, классов, акцентированные на совместное
обучение, поиски себя, просвещение и обучение мыслить. Индекс грамотности,
опубликованный ООН вместе с ИРЧП в 2008 году, основанный на данных 2006 года,
содержал оценку Дании в 0.993, одну из самых высоких в мире, наравне с
Австралией, Финляндией и Новой Зеландией. Главой национальной системы
образования является Министр Образования, а за университеты несёт
ответственность Министр Науки, Технологий и Развития. Финансовая помощь для
получения высшего образования Система
предоставления грантов и кредитов сформирована в 1988 году. Ею могут
пользоваться все датчане, пожелавшие учиться на курсах высшего образования.
Система называется: «Ваучерная».
Каждый
студент, зачисленный на курс высшего образования, получает 70 ваучеров,
которые может расходовать по своему усмотрению. Принцип в следующем:
Каждый
ваучер равен 1 месяцу обучения.
Студенты
могут выбирать: использовать свои ваучеры на получение полного высшего
образования (приблизительно 58 месяцев + 12) или на прохождение серии
краткосрочных курсов.
Если
срок обучения (например, студент стал готовиться на Мастера или Доктора наук)
более 58 месяцев, то ему будут выданы дополнительные ваучеры + 12 месяцев.
Если
студент закончит один курс и перейдёт на другой, имея не израсходованные
ваучеры, то ему будет выдан государственный грант. Студенты
получают также большие скидки на транспорт, включая для поездок в другие
страны Европы. Докторат
оплачивает сам соискатель. На этом этапе нет достаточной материальной
поддержки от государства. Справка подготовлена
по материалам Википедии |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Дания |
Как и во многих других странах,
медиаобразование в Дании возникло еще в 20-х годах (сначала на материале
кинематографа). С 1961 по 1969 год целая глава официального образовательного
школьного стандарта была посвящена экранным искусствам. С 70-х годов ХХ века
медиаобразование интегрировано в различные предметы (искусство, датский и иностранные языки и т.д.), хотя и не имеет
устойчивого официального статуса (так как Министерство образования пока не
включило медиаобразование в качестве обязательного раздела Национального
учебного плана). В процессе занятий, конечно, затрагиваются такие ключевые
понятия, как «агентство медиа» и «технологии медиа», однако главной целью
многих датских педагогов является воспитание демократически мыслящего
гражданина [3]. В некоторых школах читается специальный 24-х часовой курс по медиакультуре.
Довольно активную медиаобразовательную деятельность развернул Датский киноинститут (Der Danske Filminstitut).
Однако многие инновационные проекты в Дании основываются на энтузиазме
отдельных исследователей и не получают существенной государственной поддержки.
Что же касается высшего образования,
то здесь нельзя не отметить деятельность Датской королевской педагогической
школы в Копенгагене, где курсы по медиаобразованию преподаются уже около 15
лет. Дисциплины по медиа читаются сегодня в Копенгагенском университете (Kobenhavns Universitet), в Odense Universitet и др. Профессию медиапедагога
можно получить на факультете медиаобразования в Aarhus Universitet [1; 2].
А.В.
Федоров
Электронная научная энциклопедия
"Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Drouzy,
M. (1991). Ecole et univesite’:
le dualism/ L’enseignement du cinema et de l’audiovisuel dans l’Europe des Douze.
2.
Jauert,
P. (1991). Six formations `a la communication audiovisuel/
L’enseignement du cinema et de l’audiovisuel
dans l’Europe des Douze.
3.
Tufte,
B. (1999). Media Education in
НОРВЕГИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В НОРВЕГИИ Образование
в Норвегии – это "Образование для всех". Каждый ребенок получает
как минимум 13-летнее образование, независимо от его социального
происхождения или культурного окружения и возможных особых потребностей.
Министерство Образования Норвегии намерено превратить норвежскую систему
образования в одну из лучших в мире. В
Норвегии больше государственных, нежели частных школ. Обучение в них
бесплатно. Частных школ значительно меньше – всего около трех процентов. В
Норвегии дети идут в школу в шесть лет. Начальному обучению отводится 13
летний срок. Из них начальная школа – 3 года, средняя школа – 7 лет, старшая
школа – 3 года. Начальная и средняя
школы Кроме
привычных для нас учебных предметов, детям обязательно преподают такие
предметы, как основы христианской религии, нравственное воспитание, домашнюю
экономику и подобные. Лишь
в восьмом классе норвежский школьник начинает получать оценки. До 12-летнего
возраста педагог просто описывает успеваемость ребенка, сообщает родителям
при необходимости. В
восьмом классе, в обучении появляются такие предметы, как бухгалтерский учет,
экономика. Начинается профориентация. Старшая школа С
16 лет в Норвегии дети идут в старшую школу. Каждая старшая школа имеет свое
уникальное название и располагается отдельно от средних и младших школ. Старшая
школа имеет два отделения: академическое отделение и отделение
профессионального мастерства. В некоторых норвежских школах есть третье
отделение – отделение для инвалидов. Через
два года учебы на отделении профессионального мастерства дети выходят на
оплачиваемую практику на предприятиях, по окончании которой, им выдается
диплом об окончании школы и присваивается профессия. На отделениях профессионального мастерства учиться очень
выгодно, так как с таким дипломом гораздо проще устроиться на
высокооплачиваемую работу в Норвегии. |
|
Университет Осло (норв. Universitetet i Oslo) – старейший и крупнейший университет Норвегии. Расположен
в столице страны Осло. Основан в 1811 году как Королевский университет
Фредерика (норв. Det kongelige
Frederiks univeristet),
назван в честь короля Дании и Норвегии Фредерика VI. Университет стал вторым
по времени основания университетом Дании-Норвегии (после Копенгагенского
университета). Получил нынешнее название в 1939 году. В Университете Осло работали пять
лауреатов Нобелевской премии: Фритьоф Нансен – премия мира, 1922 Рагнар Фриш – экономика, 1969 Одд Хассель – химия, 1969 Ивар Йевер – физика, 1973 Трюгве Ховельму – экономика, 1989 Норвежский технологический
университет (NTNU) – второй по числу студентов университет Норвегии.
Расположен в Тронхейме. Образован
в 1996 году путём слияния Норвежской высшей технической школы (основана в 1910
году), Коллегии наук и искусств, Музея естественной истории и археологии,
Медицинского факультета и Тронхеймской музыкальной
консерватории. С 1968 по 1966 год первые три учреждения входили в состав
федеративного Тронхеймского университета.
Университет является главным центром технического и инженерного образования в
стране. Бе́ргенский университет (норв. Universitetet i Bergen) – второй по времени
основания университет Норвегии, созданный в 1946 году. Большинство зданий
университета расположены в центре Бергена. В состав
университета входит Бергенский музей, основанный в
1825 году. Музей делится на отделения культурной и естественной истории,
кроме того, в него входит ботанический сад. |
Обучение
на академическом отделении подготавливает учеников к поступлению в высшие
учебные заведения. Преимущество отдается предметам, которые будут изучаться в
дальнейшем в ВУЗе. В
старшей школе каждый год проводятся экзамены. Экзаменуются не все дети, а
выборочно. Экзамены проводятся по ряду учебных предметов, обязательным из
которых является норвежский язык. По
окончании старшей школы 4/5 выпускников поступают в университеты, а 1/5 в
колледжи. Вступительные
экзамены в ВУЗы в Норвегии отсутствуют. Высшее образование в
Норвегии В
Норвегии есть 6 университетов, 6 специализированных университетов, 25
университетских колледжей, 2 государственных института искусств и 29 частных
институтов высшего образования. Поступление в такие учреждения возможно после
получения среднего образования верхней ступени. Система высшего образования
состоит из всех аккредитованных учреждений и/или программ. За исключением
небольшого числа частных колледжей при университетах, все учреждения высшего
образования являются государственными. Свальбардский международный университет (Университетский
центр Свальбарда, аббревиатура UNIS, норв. Universitetssenteret på Svalbard) – высшее учебное заведение Норвегии. Это самое
северное учебное заведение в мире: оно находится в Лонгйире,
на архипелаге Шпицберген, 78° северной широты. Университет (университетский центр) является плодом
кооперации университетов Осло, Бергена, Тромсё и
NTNU Свальбардский университет основан в 1993 году, в нём ведётся преподавание по
арктической биологии, арктической геологии, геофизике и технологии.
Географическое положение университета позволяет использовать окружающую
природу в качестве уникальной лаборатории. В UNIS учатся приблизительно 350
студентов, причём половину из них составляют норвежцы, а другую половину –
люди со всего мира. В нём преподают 20 профессоров, 21 ассистент и 120
приглашённых лекторов. Ввиду экстремальных условий проведения занятий «на
открытом воздухе», все студенты должны предоставлять
справку о собственном здоровье перед учебным годом. Для всех
обязателен краткий курс обучения обращению с ружьём: на Шпицбергене водится
множество диких белых медведей. UNIS участвует в международном проекте «Университет
Арктики», посвящённом исследованию циркумполярного региона. Государственные
университетские колледжи созданы для децентрализации высшего образования в
Норвегии, а также с целью повышения его доступности. В университетских
колледжах предлагаются бакалавриат и магистратура и
целый ряд программ, ориентированных на практическое применение. Высшее
образование Образовательные программы длятся обычно от 2-х до 4-х лет.
Некоторые начальные курсы взаимозаменимы в
университетах и в университетских колледжах. В учреждениях высшего
образования Норвегии не требуется платы за обучение, хотя некоторые программы
профессионального образования, последующего и специального образования, а
также образование в некоторых частных институтах могут быть платными. Все
учреждения высшего образования проводят научные исследования, обучают
исследователей, главным образом, с помощью постуниверситетского
обучения и докторантуры. Учебный год длится с середины августа по июнь. Научные степени
образования в Норвегии В
Норвегии введена система научных степеней 3 + 2 + 3, со структурой: бакалавр,
магистр, доктор наук. Она соответствует европейским стандартам. Благодаря
такой системе научных степеней, для студентов, которые получают образование в
Норвегии, упрощена процедура признания их диплома в других странах. Степень "Hogskolekandidat" (кандидат в высшую школу) получают
через 2 года обучения. Она служит основой для получения степени бакалавра.
Степень присуждается в государственных университетских колледжах и в
некоторых частных институтах. Степень
бакалавра присуждается во всех государственных университетах,
университетских колледжах и почти во всех прочих государственных и частных
ВУЗов через 3 года обучения. Государственные колледжи искусств
присуждают степень бакалавра через 4 года обучения. Степень магистра присуждается в
государственных университетах и специализированных университетских
учреждениях, некотроых университетских колледжах и
частных институтах. Степень дается через 1–2 года обучения. В университетах,
колледжах и в некоторых частных ВУЗах введен целый ряд магистерских программ
на английском языке. Все государственные высшие учебные заведения, и ряд
частных норвежских ВУЗов присуждают разнообразные профессиональные
квалификации. Такие научные степени длятся от 4 до 6 лет и включают различные
профессии. Степень доктора наук
присуждают через 3 года, по завершении магистратуры или профессиональной
степени или программы. Докторские программы, обязательно являющиеся
исследовательскими, предлагают все учреждения университетского уровня,
некоторые государственные университетские колледжи и небольшое количество
частных учебных заведений. Кредиты и аттестация в
Норвегии Учебный
год чаще всего длится 10 месяцев, с середины августа по середину июня. Курсы
измеряются в кредитах в соответствии со стандартом ЕСПЗБ (Европейская Система
Перезачета Зачетных Баллов). Полная нагрузка на
один академический год составляет 60 кредитов. Аттестация за вступительные и
выпускные экзамены проводится в соответствии с аттестационной шкалой от A
(высший балл) до F (низший), минимальный проходной балл – E. Справка подготовлена по материалам Википедии и сайта: NORSK.H14.RU – http://norsk.h14.ru/norge/edu.html |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Норвегия |
Истоки медиапедагогики
в Норвегии могут быть найдены еще в 20-х – 30-х годах, когда в стране стало
развиваться движение кинообразования. Поэтому она в Норвегии
имеет давние традиции [1]. Еще с 1977 года медиаобразование было официально
включено в национальный учебный план для средней школы. Разделы,
связанные с медиа, интегрированы в такие дисциплины, как прикладное искусство,
музыка, языки и др. Еще несколько десятилетий назад медиапедагоги
в основном придерживались так называемой «защитной» теории медиаобразования,
но в последнее время эта парадигма заменена на более современную –
культурологическую, предусматривающую широкий спектр подготовки к жизни в
информационным обществе (включая развитие критического мышления по отношению к
любым медиатекстам, противостояние экспансии насилия
на экране и т.д.).
Национальный учебный план, принятый
в 1987 году, был существенным шагом вперед в деле продвижения медиаобразования в Норвегии. Однако, хотя он содержал ряд
интересных идей, но не обеспечивал последовательную систему методов и обучения.
Кроме того, стала очевидной нехватка квалифицированных преподавателей [1]. Учебный план, введенный в действие с 1997 года с этой точки зрения
выглядит более выигрышно. Здесь предусматривается целенаправленное
изучение медиатекстов (телевизионных, интернетных, газетных и т.д.), их роли в социуме и т.д.
Значительное место в плане отводится практическим занятиям, на которых учащиеся
могут создавать свои собственные медиатексты,
обсуждать, анализировать телепередачи, статьи, фильмы и т.д. В школьных
занятиях медиаобразовательного цикла на практику
отводится 60% учебных часов, и только 40% – на теорию [2, 36].
Правда, некоторые норвежские
исследователи [3] отмечают, что социальные проблемы, связанные с
функционированием медиа, теперь незаслуженно отошли на второй план. Впрочем,
учебный план предусматривает широкий круг дисциплин по выбору, поэтому медиаобразовательные знания и умения учащихся могут быть
существенно расширены факультативно.
Э.С. Тоннесен (E.S. Tonnessen) отмечает, что интерес к
медиаобразованию в Норвегии часто связан с текущими правительственными
компаниями [3]. К примеру, в 1995 году правительство Норвегии развернуло масштабную
акцию борьбы с показом насилия на экране. В рамках «защитной» («инъекционной»)
парадигмы медиаобразование рассматривалось государственными структурами как
эффективное средство защиты от негативного влияния медиатекстов.
Спустя три года правительство возложила основные медиаобразовательные
функции на Норвежский киноинститут.
Существенным
подспорьем норвежскому медиаобразованию служат учебники и учебные пособия, а
также издание специального журнала для педагогов «Медиа в школе» (Media I Skolen), в 2002 году
переименованного в “Tilt”. Этот
иллюстрированный научно-методический журнал вот уже свыше десяти лет
редактирует один из ведущих норвежских медиапедагогов
– Т. Панхофф (T. Panhoff).
В Норвегии по-прежнему активно
развивается традиционное кинообразование.
На сегодняшний день там работают свыше 70 киноклубов
для взрослых, молодежи и школьников. Ассоциации медиаобразования
и киноклубов (они объединяют около 11 тысяч членов)
поддерживают систему медиаобразования как в школах,
так и в университетах.
Обучение преподавателей в Норвегии
предусматривает возможность годичной элективной специализации в области медиаобразования. Однако в итоге в среднем лишь каждый
двадцатый норвежский преподаватель имеет специальную подготовку в области медиапедагогики.
А.В.
Федоров
Электронная научная
энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Dahl, A.G. (1984). Mediekunnskap.
2.
Panhoff,
T. (2002). The Amandus Experience: A Norwegian
Concept of Practical Film Work//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Отв. ред. А.В.Федоров. – М.: Изд-во гос.
ун-та управления. – С. 36–37.
3.
Tonnessen,
E.S. (2002). Media Education in
ШВЕЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В ШВЕЦИИ Швеция
давно известна не только высоким качеством образования, но и тем, что
обучение на каждой ступени является бесплатным, т.к. учебные заведения полностью
или частично финансируются из государственного бюджета. Образовательная
система Швеции находится под контролем Министерства образования страны, и
специально созданные комиссии разрабатывают учебные программы, единые по всей
стране. Основной чертой современной системы образования Швеции является ее
демократичность, т.е. все дети, независимо от их социального положения и
национальности, имеют равные права получить образование. Среднее образование Обязательное
школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем
виде школа существует с 1962 года. В том же году был введен и первый
современный учебный план. Для всех детей, проживающих в Швеции, школьное
образование является обязательным. Все дети в возрасте от 7 до 16 лет обязаны
посещать школу. Начиная с 1991 года, ребенок, по желанию родителей, может
пойти в школу уже в возрасте 6 лет при условии, что существует согласие
муниципальных властей. С 1 июля 1997 года все коммуны обязаны обеспечить
прием в школу всех желающих детей в возрасте 6 лет. Для
детей, не имеющих возможности посещать обычную школу по причине полной потери
или сильно сниженного зрения или слуха, дефекта речевых органов или задержек
в умственном развитии, существуют специальные школы. Наряду
с муниципальными существуют альтернативные школы, но
количество их невелико. Для признания в качестве обязательной
такая школа должна соответствовать определенным требованиям, предъявляемым
риксдагом и правительством. Характерной
чертой политики в области образования в последние годы является активное
проведение реформ. Изменилась система распределения обязанностей и
ответственности в школе, а также система управления работой школы. Появились
новые учебные планы, программы обучения и система оценки знаний. Расширилась
свобода учащихся и их родителей в выборе школы. 9-летняя обязательная
школа
(соответствует нашему неполному среднему образованию) и следующая за ней
гимназия (соответствует старшим классам средней школы или средним специальным
учебным заведениям) являются общеобразовательными с совместным обучением
мальчиков и девочек. Учебный план 9-летней школы и учебный план гимназии
являются едиными в масштабе всей страны. Среднее образование для
взрослых в Швеции
имеет долгую историю. Взрослым людям предоставлены широкие возможности для
продолжения и завершения среднего образования в разных формах и в разных
частях страны. Неполное и полное среднее образование для взрослых является
частью системы общественного школьного образования. Все
учебные заведения, входящие в систему общественного образования, полностью
или частично финансируются из государственного и местного бюджета, обучение в
них бесплатное. Учащиеся гимназий, вузов или не имеющие среднего
образования взрослые люди, вернувшиеся на школьную скамью, получают необходимую
финансовую поддержку в той или иной форме. Военная академия Карлберг (швед. Militärhögskolan Karlberg) – шведское военное высшее учебное заведение, со
времени своего основания в 1792 году расположенное в
дворце Карлберг чуть севернее центра Стокгольма. Муниципальные школы Школы
в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными.
Около 98% всех учащихся посещают муниципальные школы. Образование в
муниципальных школах является 9-летним. С
1995 года отменено существовавшее ранее деление на младшие, средние и старшие
классы. В новом учебном плане определены требования, которым должны
соответствовать знания и навыки учащихся в конце 5-го и 9-го годов обучения.
Такой подход делает возможным проведение оценки навыков учащихся в масштабе страны. Размер
школ в Швеции может быть различным в зависимости от места их нахождения. В
крупных городах школы в основном большие и могут насчитывать до 2000
учащихся. Для малонаселенной местности характерны небольшие школы. Все
большее количество школ переходит сегодня на работу с так называемыми
интегрированными классами, в которых собраны дети разного возраста. Каждая
школа самостоятельно решает вопрос о структурной организации, о формах
преподавания, размере классов и т.д. Многие
учащиеся проходят обучение в одной и той же школе в течение всех девяти лет.
Но нередко в 7-ом классе им приходится переходить в другую школу. При
переходе в 4-й класс у учащихся, как правило, меняется учитель. С 1-го по
6-ой класс преподавание всех предметов ведется одним учителем, за исключением
таких дисциплин, как домоводство, физкультура, рисование и музыка. В старших
классах, начиная с 7-го, преподавание ведется несколькими учителями, каждый
из которых специализируется, как правило, на двух или трех предметах. Обычно
учащиеся автоматически переходят в следующий класс. Но, по согласованию с
родителями, директор школы имеет право принять решение о невозможности
перевода учащегося в следующий класс. Также директор имеет право принять
решение о переводе способного учащегося, с согласия родителей, в следующий
класс в течение учебного года. Более 95% выпускников 9-летних школ продолжают обучение в
гимназиях (три года), предлагающих как профессиональную подготовку, так и
теоретическое образование. |
|
СТОКГОЛЬМСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ Здание
математического института университета Стокгольмский
университет (швед. Stockholms universitet)
– государственный университет в Стокгольме, Швеция. В университете
обучается более 50 тысяч студентов, работает 5 тысяч
сотрудников и около 2 тысяч аспирантов. Существует с 1878 года как
университетский колледж (Stockholm högskola). Знаменит тем,
что в 1889 году кафедру математики получила Софья Ковалевская, третья
женщина-профессор в Европе. С 1904 года колледж стал официально присваивать
степени, а с 1960 года получил статус университета. Королевская академия
свободных искусств (швед. Kungliga Akademien
för de fria konsterna) – шведская
художественная академия в Стокгольме. Академия была основана в 1735 году
Карлом Густавом Тессином и архитектором Карлом Горлеманом под названием Королевская академия рисования (Kongl. ritakademien). Кроме
прочих, в число основных предметов обучения входило рисование обнажённой
натуры. Королевская академия свободных
искусств является владельцем большого собрания художественных ценностей,
собранных начиная с 1735 года, и включающего в себя коллекцию картин и сульптуры, а также собрание античных памятников
искусства. Академия владеет обширными библиотекой и архивами. |
Альтернативные школы Количество
альтернативных школ в Швеции относительно невелико. Многие из них появились в
результате объединения родителей и учителей вокруг общей идеи организации
школы и построения процесса обучения. Нередко работа таких школ строится на
принципах определенных педагогических теорий, доминирующими из которых
являются педагогическое учение Монтессори и Вальдорфская педагогика. Имеется также ряд альтернативных
школ с углубленным изучением религии. Учащиеся
имеют право выбрать альтернативную школу для получения обязательного
образования, если школа приравнена к обязательной.
Рассмотрение вопроса о признание школы в качестве обязательной и вынесение
решения возложено на Государственное управление школ и школьного образования.
Необходимым условием является принципиальное соответствие предлагаемого
образования образованию муниципальных школ, а именно: тип и уровень знаний и
навыков, предоставляемых учащимся. Аналогичные требования предъявляются в
отношении общих целей обучения и формирования у учащихся основных ценностных
представлений. Гимназия Закон
о школе обязывает муниципальные власти обеспечить возможность обучения в
гимназии всем жителям округа в возрасте до 20 лет. В возрасте 20 лет и старше
образование можно получить в одной из муниципальных школ для взрослых. Около
98% выпускников 9-летних школ продолжают образование в гимназии. Последние
25 лет были для шведской гимназии периодом реформ и развития. В 1975 г.
существовавшие до того различные типы школ, предоставлявшие теоретическое или
профессиональное среднее образование были реформированы и преобразованы в
единую гимназию (гимназия-школа) для всех подростков и молодежи. В 70-х и
80-х годах был предпринят ряд мер по совершенствованию гимназического образования
с целью добиться большего соответствия между потребностями рынка труда и
системы высшего образования, с одной стороны, пожеланиями и требованиями
учащихся и выпускников гимназий, с другой. В конце 80-х годов началось
структурное реформирование гимназии, которое, в свою очередь, привело к
внесению в 1991 году значительных изменений в Закон о школе. Новая система
гимназического образования начала вводиться в 1992/93 учебном году, а
полностью ее введение завершилось в 1995/96 учебном году. Высшее образование в
Швеции Всего
в Швеции функционирует около 55 высших учебных заведений, из них 11
университетов. В университетах страны обучается около 300 тыс. студентов. Высшие учебные заведения Швеции
можно разделить на:
университеты и университетские колледжи;
неуниверситетский сектор высшего профессионального
образования. Обучение
в университетах ведется в форме лекций, а также практических и лабораторных
занятий. Контроль успеваемости студентов осуществляется по балловой системе (credits). С 2007 года один академический год на дневной
форме обучения эквивалентен 60 кредитным единицам. Знания
учащихся оцениваются по трехбалльной системе: "зачет с отличием",
"зачет", "незачет". Система высшего образования Швеции
включает в себя следующие уровни: Степени по новой системе в Швеции: Первый преддипломный уровень обучения: 1)
диплом
об окончании университета (2 года обучения, 120 кредитов); 2)
степень
бакалавра (3 года обучения, 180 кредитов). Второй уровень – уровень специализации: 1)
степень
магистра (2 года обучения, 120 кредитов); 2)
однолетняя
магистерская подготовка (1 год, 60 кредитов). Предпосылкой
для приема на программы обучения второго уровня является наличие
преддипломной степени как минимум в 180 кредитных единиц. Третий уровень – исследовательский (Докторат): 1)
степень
лиценциат (степень между бакалавром и доктором, 120 кредитов, 2 года
обучения) 2)
степень
доктора (240 кредитов, 4 года обучения) Также
имеется возможность получить послевузовское образование, но только в тех университетах,
где есть научно-исследовательские подразделения. Справка подготовлена по материалам
Википедии и сайтов: Сайт
"ЕС-Украина" Отдел международных связей – http://www.ec.kharkiv.edu/ Сайт "Наука и
образование"
– http://edu.rin.ru/ |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Швеция |
Медиаобразование в Швеции имеет
давние традиции. С 1980 года оно стало постепенно интегрироваться в процесс
школьного обучения. Один из ведущих шведских исследователей и
медиапедагогов С. Фон Фейлитцен (Cecilia
von Feilitzen) видит важную
роль медиаобразования в его востребованности
учащимися и студентами, в развитии критического мышления аудитории, ее
практических умений создания собственных медиатекстов,
в распространении демократических ценностей, в использовании позитивных сторон
глобализации [1, 8–9]. Не случайно, что именно Швеция в 1997 году была
избрана как база для открытия Международной палаты ЮНЕСКО «Дети, молодежь и
медиа» (“The UNESCO International Clearinghouse on Children, Youth and Media”), которая активно занимается
пропагандой медиаобразования, организует
международные конференции, издает книги и справочники, поддерживает интернетный сайт (http://www.nordicom.gu.se).
Медиаобразование в Швеции официально
интегрировано в национальный учебный план с осени 2000 года. Шведские педагоги давно
уже переориентировались от «протекционистской» медиаобразовательной
концепции к культурологической, включающей развитие критического мышления
аудитории. Медиаобразование в учебных заведениях преследует следующие основные
цели: восприятие и анализ медиатекстов различных
видов и жанров, изучение особенностей языка медиа, процесса создания
произведений медиакультуры, воспитание ответственного гражданина современного
демократического общества. Впрочем, каждая школа может трактовать медиаобразовательный спектр учебного плана по-своему,
выделяя те или иные приоритеты.
Медиапедагоги Швеции объединены в Ассоциацию
медиаграмотности (BMK – Barn Media
Kunskap), которая активно внедряет медиапедагогические подходы по отношению к аудитории самого
разного возраста – от младших школьников до студенческой молодежи и взрослых.
А.В. Федоров
Электронная научная энциклопедия
"Медиаобразование и медиакультура"
Литература
Feillitzen, C. von. (1999). A Rational for Media Education. In: Educating for
the Media and the Digital Age.
◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок:
Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека