◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок:
Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
В КАНАДЕ
Колледж Св. Андрея (St
Andrew's College)
является одной из старейших школ Канады ILAC – одна из ведущих школ Канады – в 2007 году отметила свой
десятилетний юбилей Ниагара колледж прикладных искусств и технологий McGill Universiti (Монреаль) – старейший университет
Канады Университет Concordia (Монреаль) |
ОБРАЗОВАНИЕ
В КАНАДЕ За образование в Канаде отвечают провинции и территории;
на сегодняшний момент в Канаде нет государственного министерства образования.
Каждая из образовательных систем похожа на другие, одновременно отображая
свою собственную историю, местную культуру и географию соответствующей
провинции. Лишь система в Квебеке больше всего отличается от других: там по
окончании основной школы учёба продолжается в Училище общего
профессионального образования (Cégep) –
школе, подготавливающей к поступлению в университет и готовящей технических
специалистов. Возраст обучения различается по Канаде, но обычно это
промежуток с 5–7 до 16–18 лет, способствующий 99-процентной грамотности
взрослого населения. За полное среднее и высшее образование отвечают
провинциальные и территориальные правительства, которые в основном его и
финансируют; федеральное правительство дополнительно предоставляет субсидии
на научно-исследовательскую деятельность. На 2002 год 43% взрослых канадцев
от 25 до 64 лет уже получили полное среднее или высшее образование, а от 25
до 34 лет число таких людей составляет 51%. Дошкольное
образование в Канаде
относится к детям в возрасте от 4 лет до обязательного школьного возраста. В провинции
Онтарио возраст уменьшен до 3 лет, по достижении которых ребёнок может
учиться на регулярной основе. Дошкольное образование – бесплатно. Существует
большое количество поставщиков дошкольного образования. Они включают школы
(обыкновенно детские сады, или классы для детей в начальных школах) и группы
родительских, добровольных и частных органов. Школьные органы управления могут свободно создавать
систему зачисления для детских садов. Родители могут выбрать, куда отправить
своего ребёнка: в частный или добровольный детский сад, которые также сами
определяют политику зачисления. Согласно предписаниям финансирования бесплатных учреждений
для детей 3-х и 4-х лет, поставщики раннего образования должны предлагать
дошкольные образовательные сессии в течение минимум 33 недель года. Обычно
год начинается в Сентябре и заканчивается в Июле. Он разделён на три
семестра. Тем не менее, многие детские сады открыты дольше, чем
обязаны. Поставщики в содержащемся секторе (детские сады и допустимые классы)
обычно имеют те же семестры, что и начальная школа, поэтому открыты 38
недель. Дневные детские сады обычно открыты круглый год. Школы
Канады В школах Канады учится более пяти миллионов учеников.
Подавляющее их большинство (более 95%) обучаются в государственных (public school) и католических школах. Для граждан Канады
школьное образование бесплатно. Иностранцам за учебу ребенка в канадской
школе и получая образование в Канаде приходится
платить, а размер оплаты определяет само учебное заведение. Частные школы
предлагают платные программы. Выбор таких школ очень велик – с раздельным или
совместным обучением мальчиков и девочек, с полным пансионом или только
дневным обучением. Частных школ в Канаде сравнительно немного и в них
довольно высокий конкурс – есть школы, в которые детей записывают еще до их
рождения. В среднем, частные школы-пансионы оборудованы лучше, чем
государственные. Ученики частных школ сдают промежуточные экзамены, и
неуспевающих безжалостно отчисляют. В некоторых провинциях действует система
аттестации, по которой выпускники, не набравшие необходимого количества
баллов, не могут продолжить обучение в колледже или университете. Выпускники известных канадских частных школ без труда
поступают в ведущие университеты Великобритании, США и Канады. Дети идут в первый класс в 6-летнем возрасте. Обучение в
начальной (1–6 классы, 6–12 лет) и средней школе (7–12 классы, 13-18 лет)
ведется на одном из официальных языков страны – английском или французском. В
большинстве провинций полное среднее образование, открывающее дорогу в вуз,
занимает 12, а в провинции Онтарио – даже 13 лет. Лишь во франкоязычной
провинции Квебек среднюю школу заканчивают после 11 класса, а затем те, кто
хочет подготовиться к поступлению в университет, еще два года учатся на
подготовительном отделении в колледже системы CEGEP (французская
аббревиатура, расшифровывается как College dEtudes Generales et dEdu-cation Professionnelle). Колледжи
Канады В Канаде насчитывается около 175 государственных и частных
колледжей. В системе профессионального образования обучается около 300 тыс.
человек. За качеством обучения следят представители ассоциации АССС (Association of Canadian Community
Colleges). Канадские колледжи подразделяются на общественные (Community Colleges),
технические (Technical Institutes)
и уже упоминавшиеся колледжи системы CEGEP. Основная задача колледжей –
готовить профессиональные кадры для промышленности и бизнеса. В частности,
технические колледжи – это нечто вроде российских профессионально-технических
училищ, студенты которых за короткий срок получают какую-либо профессию.
Обычно в колледже учатся два года, и большая часть учебного времени проходит
не в аудиториях, а в лабораториях и мастерских. По окончании студентов ждут
сертификаты и профессиональные дипломы. Общественные колледжи Канады предлагают академические
программы, являющиеся мостиком между средней школой и университетом. В 18 из
них действуют программы сотрудничества с университетами на получение
бакалаврской степени. Выпускники такого колледжа зачисляются сразу на второй курс
университета-партнера. При многих колледжах созданы отделения для обучения
иностранцев английскому языку как иностранному (ESL). Требования к поступающим зависят
от специализации колледжа. Обычно необходимо предъявить аттестат о среднем
образовании и сдать тест TOEFL с результатом 450–500 баллов. Университеты
Канады Первый канадский вуз, Universite Laval был основан еще в 1663 году. Сегодня в
Канаде насчитывается около 100 университетов и университетских колледжей (University Colleges). Больше
всего вузов расположено в провинциях Онтарио и Британская Колумбия. Дипломы
высших учебных заведений этих провинций котируются выше всего, однако и
обучение в них обходится дороже. В Канаде нет частных высших учебных заведений (за
исключением нескольких закрытых религиозных вузов), все они на две трети
финансируются из госбюджета и общественных фондов. Все университеты входят в Ассоциацию университетов и колледжей Канады (AUCC),
которая ежегодно переиздает официальный справочник (Directory
of Canadian Universities), содержащий подробную информацию о каждом
из них. BRITISH COLUMBIA INSTITUTE OF
TECHNOLOGY Канадские университеты оснащены современным
материально-техническим и лабораторным оборудованием, имеют хорошие
библиотеки. Сильной стороной канадской высшей школы является тесная связь
науки и практики. Университетские клиники считаются лучшими в стране, бизнес-школы активно участвуют в
консультировании предпринимателей и налогоплательщиков. По официальной
статистике, канадская университетская наука создает в стране ежегодно 150–200
тыс. рабочих мест. Как и в большинстве западных стран, образование в Канаде
состоит из трех ступеней: начальное высшее (Undergraduate) с присвоением степени бакалавра и продолжительностью
обучения не менее 3 лет, а иногда и больше; магистерские
программы (Graduate) с продолжительностью обучения 1–2
года; докторантура (Postgraduate) с присвоением степени доктора философии (PhD) и продолжительностью обучения 4 года. Университеты
также предлагают множество программ, ведущих к получению специализированных
дипломов и сертификатов. В общей сложности в вузах Канады учится более 1,5 млн.
студентов, включая около 30 тыс. иностранцев. Студенты из-за рубежа
составляют примерно 5% общего числа студентов. Но среди выпускников таких
высших учебных заведений, как Windsor University и New Brunswick University,
каждый четвертый – иностранец. В Saskatchewan University,
McGill University и
University of British Columbia (UBC) число зарубежных студентов достигает 20%. Справка подготовлена по материалам Википедии и сайта Global Study |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Канада |
Известно, что Канада – родина
знаменитого теоретика медиа – Маршалла Мак-Люэна (M.McLuhan).
Именно он еще в 50-е годы разработал первый в стране специальный учебный курс,
касающийся изучения медиакультуры. Сегодня Канада – одна из наиболее
продвинутых стран мира в области медиаобразования. Во
всяком случае, медиакультура здесь неотъемлемый
компонент школьных учебных планов по английскому языку (8; 9; 10). Курсы по
медиа читаются практически во всех канадских университетах. Почти в каждой
канадской провинции существует своя ассоциация деятелей медиаобразования,
которая проводит научно-методические конференции, выпускает медиаобразовательную
периодику (газеты, журналы), публикует учебно-методические материалы и т.д. Один
из лидеров канадской медиапедагогики К.Ворсноп (C.Worsnop) полагает, что медиа необходимо изучать
не только, чтобы дать школьникам или студентам те или иные знания, но потому,
что медиа сегодня – это наша окружающая среда, и было бы неразумным
игнорировать то, что нас окружает (21, 43). Думаю, что такая позиция может
убедить многих скептиков, считающих, что в школе нужно, к примеру, изучать
экологию, но не следует изучать медиакультуру...
Как и во многих других странах,
история медиаобразования в Канаде началась с курсов
по основам киноискусства. В 60-х годах ХХ века кинообразование
стало обычным явлением в канадских средних школах (2, 140). Это движение получило
название "Screen Education"
– "Экранное образование" (19, 3). В эти же годы
была создана первая организация, объединившая канадских медиапедагогов
– Канадская ассоциация экранного образования (CASE: Canadian Association for
Screen Education), которая в 1969 году провела первую масштабную
национальную конференцию в Торонто. В 70-х движение медиаобразования в Канаде испытывало серьезные трудности
из-за недостатка финансирования и отсутствия целенаправленной государственной
поддержки. Несмотря на это в апреле 1978 года, в Торонто была основана Ассоциация медиаграмотности (Association
for Media Literacy – AML) под руководством Б.Дункана (B.Duncan). Теперь эта
организация насчитывает свыше тысячи членов.
Однако, начиная с 80-х годов,
ситуация резко изменилась. В 1986 году совместными усилиями Ассоциации медиаграмотности и Министерства образования
провинции Онтарио был выпущен солидный учебник по медиаобразованию – Media Literacy Resource Guide (6), вскоре
переведенный на французский, испанский, итальянский и японский языки.
Ассоциация медиаграмотности систематически организовывала учебные курсы для
учителей, проводила конференции. С 1987 года медиаобразование стало составной
частью школьного образования в провинции Онтарио, где проживает третья часть
30-миллионнного населения Канады.
Не остались в
стороне от движения медиаобразования и канадские франкофоны. В сентябре 1990 школьные учителя, преподаватели
университетов, деятели медиакультуры Квебека тоже основали Ассоциацию медиаобразования (Association for Media Education in Quebec – AMEQ). Вскоре
аналогичное движение возникает и в остальных канадских провинциях. В октябре 1990 в провинции Манитоба прошла
своя учредительная конференция Ассоциации медиаобразования (MAML: Manitoba Association for
Media Education).
Примерно с того же времени Манитобский университет
начал готовить "медиаобразованных учителей"
на педагогическом факультете. Осенью 1992 года подобная ассоциация была создана
в провинции Новая Шотландия (Association
of Media Literacy for Nova
Scotia, AML-NS). В 1991 году
в Ванкувере была создана Канадская ассоциация медиаобразования (CAME: Canadian Association for
Media Education).
В 1994 эта ассоциация организовала летние курсы для
учителей и стала публиковать учебные пособия и рекомендации. В этом же году
Ассоциация заинтересовала своими проектами Министерство образования. В итоге
это привело к тому, что осенью 1996 года Британская Колумбия стала первой из
западных провинций (2, 156), которая внедрила обязательное изучение медиа в
школьный учебный процесс (в курсах по искусству и английскому языку). В 1993 году в Алберте была создана Ассоциация
медиакомпетентности (AAMA: Alberta Association for Media Awareness).
Цель так же: способствовать медиаобразованию детей и взрослых.
Все канадские региональные
ассоциации медиаобразования организовывали
конференции и семинары, мастер-классы, публиковали методические рекомендации,
сотрудничали с Министерством образования по вопросам разработки школьных
учебных планов и программ и т.д. Постепенно всё больше канадских провинций
вводило изучение медиа в учебный процесс. В конце концов, многолетние усилия
деятелей медиаобразования увенчались триумфальной
победой – в сентябре 1999 года изучение
медиакультуры стало обязательным для учащихся всех канадских средних школ с 1
по 12 класс.
Конечно, канадские провинции имеют
свои особенности в области образования. Но координация усилий
медиапедагогов из разных регионов осуществляется
помощью Канадской ассоциации медиаобразовательных
организаций (Canadian Association
of Media Education Organisations: CAMEO:),
созданной в 1992 году.
Понятно, что на теорию медиаобразования в Канаде самое серьезное влияние оказали
идеи Маршалла Мак-Люэна (11; 12), хотя
достаточно сильное воздействие ощущается и со стороны видных британских медиапедагогов – Лена Мастермана (L.Masterman), Кэри Бэзэлгэт (C.Bazalgette), Эндрю Харта (A.Hart).
В отличие от США, в Канаде никогда
не были популярны идеи "защиты от медиа". Зато идеи развития
критического мышления и культурологические теории, пришедшие из Европы, получили куда большее распространение. Впрочем, взамен
лаконично сформулированных 6 ключевых понятий, выдвинутых британскими
медиапедагогами (К.Бэзэлгэт и др.), канадская
система медиаобразования предпочитает более широкий
понятийный спектр.
К примеру, предлагается восемь
следующих ключевых понятий (2, 142–143; 6, 8–10):
все
медиатексты являются результатом целенаправленного
конструирования;
медиа
создает реальность;
аудитория
оценивает значение медиатекста с точки зрения таких
факторов как пол, раса, возраст, жизненный опыт;
медиа
имеет коммерческое значение;
медиа содержит идеологические и ценностные сообщения (прямая
адаптация знаменитого тезиса М.Мак-Люэна: "The medium is the message" – А.Ф.);
медиа
имеет социально-политическое значение;
форма
и содержания в медиатексте тесно связаны, каждый вид
медиа имеет свои особенности языка, намеков и кодирования реальности;
каждый
медиатекст имеет уникальную эстетическую форму.
При изучении различных видов медиа
канадские медиапедагоги рассматривают вопросы,
связанные с их историей, экономическими механизмами,
влиянием на аудиторию, типичными жанрами, персонажами, спецификой языка, ролью
рекламы, проблемами насилия и секса в прессе и на экране и т.п. (2, 139–155; 6,
11–32 и др.). При этом большинство деятелей медиаобразования в Канаде выступает против
использования медиаобразования исключительно в
идеологических целях, для всестороннего изучения технических характеристик
создания медиатекстов, включая устройство аппаратуры,
как, впрочем, и в целях массовой подготовки будущих специалистов в области медиакритики. Анализируются и трудности, с которыми
сталкиваются учителя и студенты, изучающие средства массовой коммуникации. К
примеру, К.Ворсноп справедливо видит одну из главных опасностей в
ортодоксальном мышлении, когда учитель думает, что "медиаинформация
вредна и вы нуждаетесь в защите от нее" (21, 33).
В самом деле, "дети сегодня, конечно, более зависимы от ТВ, чем их
родители, но они, скорее всего, менее зависимы, чем их родители в том же возрасте" (21, 34).
Бесспорно, учителя должны уважать
мнения учащихся, – пишет К.Ворсноп, – но при этом не стоит
забывать, что некоторые из их фаворитов в области медиакультуры прошлых
десятилетий могут уже скептически восприниматься учащимися, потому что медиа
очень тесно связано с сегодняшним днем (21, 45). На пути
эффективного медиаобразования не должны стоять
технические трудности. Ведь медиа можно изучать даже не имея видеокамеры
или киноаппарата, – используя на практических занятиях фотографии,
иллюстрированные журналы, газеты и т.д. В этом плане К.Ворсноп предлагает 186 видов
творческих заданий для учащихся, которые в основном не требуют сложной
аппаратуры (аннотация, "мозговой штурм", рисунок, коллаж, плакат,
кроссворд, дневник, дискуссия, драматизация, эссе, интервью, репортаж,
рецензия, сценарий, игра и т.д.).
Вот лишь некоторые из этих
оригинальных творческих заданий:
как
давно возникла медиакультура? Подготовьте сообщение
на тему "Краткая история развития медиа";
как
присутствие или отсутствие масс-медиа влияет на общество? Представьте себе, что
вам надо рассказать о медиа человеку, который никогда с ним не сталкивался.
Напишите короткое эссе о влиянии медиа (21, 102);
выделите
типичных персонажей игровых видов медиа (фильмов, рассказов, телепередач) (21,
118);
используя
фрагменты из разных журналов, составьте новый журнал для новой аудитории (21,
146).
В качестве одного из заданий
рекомендуется дискуссия о фильме (телепередаче и т.д.). При этом учащиеся
должны рассказать о том, что им нравится, а что не нравится в
конкретном медиатексте. Российские лидеры медиаобразования (Ю.Н.Усов, О.А.Баранов и др.) разработали подробные
планы подобных дискуссий (с вопросами учителя, четко выделенными этапами
дискуссии и т.д.). Для канадского подхода к медиаобразованию, по-видимому,
характерна иная позиция. Учащимся дается возможность свободно, без предложенной
учителем схемы или структуры изложить свое мнение в дискуссии...
Известно, что в российской
медиапедагогике проблеме оценки знаний и умений аудитории никогда не уделялось
особого внимания. Вероятно, по причине того, что медиаобразование в России еще
не получило обязательного для обучения школьников и студентов статуса. До сих
пор российские учителя, увлеченные медиаобразованием,
радуются уже самой возможности вести медиауроки. Но,
так как в Канаде медиаобразование стало обязательным во всех школах, возникла
проблема оценки соответствующих знаний и умений учащихся, необходимость
разработки инструментария такого рода оценки и т.д. Так была сконструирована
пятиуровневая шкала для оценки содержания выполненных учащимися заданий (с
учетом валидности, аутентичности, достоверности и
достаточности). Такого рода шкала позволяет более точно оценить творческие
работы учащихся, так как один и тот же ученик может, к примеру, получить
"хорошо" за идею своей работы, но "плохо" за ее техническое исполнение (22, 51).
Крупнейшим событием не только для канадского, но и для международного медиаобразования
стала Всемирная
научно-методическая конференция "Summit 2000: Children, Youth and the Media
– Beyond the Millennium", с успехом прошедшая
в Торонто в мае 2000 года. В этом форуме приняли участие
делегаты 54 стран, включая Канаду, США, Францию, Великобританию, Германию,
Италию, Австралию, Китай, Индию, Японию, Бразилию и Россию. Гигантский
Конгресс-центр, находящийся рядом с самой высокой в мире телебашней,
предоставил свои многочисленные залы и уникальные технические возможности для
этого крупнейшего медиафорума, когда-либо
проходившего в Северной Америке. Главными целями саммита его организаторы
провозгласили поддержку эффективного медиаобразования
детей и молодежи, стимулирование распространения лучших учебных программ и
практических методик, сближение позиций деятелей медиасферы
(продюсеров, дистрибьютеров и авторов фильмов,
телепередач и др.) и медиаобразования (педагогов
начальной, средней и высшей школы). Были намечены базовые направления для
инноваций, для успешного развития медиа и медиаобразования
в новом тысячелетии. Бесспорно, саммит в Торонто дал уникальную возможность для
развития сотрудничества между деятелями медиа и медиаобразования
различных стран, научных школ и технологических подходов. Многие из них
определили стратегию своих будущих совместных проектов в области прессы, радио,
телевидения, кино, видео, Интернета и научных исследований в области
педагогики. К примеру, канадский деятель медиаобразования
и автор нескольких книг и учебников Крис Ворсноп (Ch.Worsnop) рассказал участникам саммита о текущих
результатах совместного с автором этих строк проекта, касающегося инструментов
оценки уровней восприятия и анализа медиатекстов в
молодежной аудитории Канады и России.
Как одному из участников этой
конференции, мне довелось побывать и на нескольких мастер-классах. В их числе –
на открытом занятии по медиаобразованию, которое провел канадский педагог Вэйн Мак-Ненни (W.McNanney). Он предложил своим слушателям сыграть
роли учеников, анализирующих причины массового успеха фильмов в тех или иных
странах, показал фрагменты из самых разных фильмов-бестселлеров, выявляя в них
параллели, общие закономерности, особенности языка и стиля. Другие канадские медиапедагоги показали и рассказали о том, как они
осуществляют медиаобразование через Интернет (кстати, веб-сайты
сегодня имеют все ведущие канадские медиаобразовательные
ассоциации) и с помощью передач учебного телевидения. "Изучение
взаимоотношений медиа и аудитории: Ключ к успешному медиаобразованию
школьников", – так называлась тема выступления Барри Дункана (B.Duncan). Действительно,
прежде чем попытаться "медиаобразовать"
школьников и студентов, педагог просто обязан изучить свою аудиторию, выяснить
вкусы, предпочтения, уровни восприятия учащихся, их способности к аналитической
оценке увиденного на экране, прочитанного или
прослушанного. Другие канадские исследователи Яна Ягодзински (J.Jagodzinski)
и Бриджит Хипфл (B.Hipfl),
представили результаты своего проекта изучения восприятии
канадской молодежной аудиторией популярного телесериала "Секретные
файлы".
Большой интерес слушателей вызвало
сообщение лидеров канадского медиаобразования Сары Кроуфорд
(S.Crawford) и Джона Пандженте (J.Pungente), описавшее
работу уникального телеканала CHUM Television,
который с 1989 года успешно осуществляет программу медиаграмотности (Media Literacy Program) для детской аудитории. Франс
Обен (F.Aubin) и Мишель Пишетт (M.Pichette)
из франкофонной части Канады построили свою
презентацию вокруг проблемы школьного медиаобразования
в Квебеке.
Сегодня можно с уверенностью
сказать, что медиаобразование Канады находится на подъеме и занимает одно из
лидирующих позиций в мире.
А.В. Федоров
Электронная научная энциклопедия
"Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Andersen, N. (1989). Media Works.
2.
Andersen, N., Duncan B. & Pungente, J.J. (1999). Media Education in
3.
Caron,A.H. Cahier de recherche
en communication.
4.
Crawford, S. & Pungente J.J. (1999). Canadian Media Education and CHUM
Television Ltd: A Case Study in Partnership. In: Education for the Media and
the Digital Age.
5.
Duncan, B. (1988). Mass Media and
Popular Culture.
6.
Duncan, B. (Ed.) (1989). Media
Literacy Resource Guide.
7.
Duncan, B. et al. (1996). Mass Media
and Popular Culture. Harcourt Brace.
8.
English.
9.
English. The
10.
English. The
11.
McLuhan, M, Hutchon,
K. And McLuhan, E. (1977). City as Classroom :
Understanding Language and Media.
12.
McLuhan, M. (1964).Understanding
Media.
13.
Masterman,
L. (1985). Teaching the Media.
14.
Piette,
J. (1985). Une analyse des
experiences et des programmes
d'education aux medias `a traverse le monde.
15.
Piette,
J. (1993). L'Education aux medias :
vers une redefinition des
rapports entre l'ecole at les medias.
16.
Piette,
J. (1996). Education aux medias et function critiques.
17.
Pungente,
J.J. (1985). Getting Started on Media Education.
18.
Pungente,
J.J. (1985). Media Education and the
19.
Screen Education in
20.
Worsnop,
C. (1994). Popular Culture.
21.
Worsnop,
C. (1994). Screening Images: Ideas for Media Education.
22.
Worsnop,
C. (1996). Assessing Media Work.
23.
Worsnop,
C. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright Communication.
◄◄
к оглавлению (подборка по
истории медиаобразования) ►►
в информационный блок:
Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека