◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
ВЕНГРИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В ВЕНГРИИ Образование в Венгрии является обязательным для детей в
возрасте от 6 до 18 лет. Дошкольное
образование
начинается, когда ребенку исполняется 3 года, и длится до достижения ступени
развития, необходимой для начала школьного образования или, когда ребёнку
исполняется 7 лет. Тем не менее, если состояние ребёнка требует дальнейшего
развития, он может остаться в дошкольном образовательном институте венг. óvoda даже после достижения 7 лет согласно мнению
эксперта, мнению школьных учителей, мнению реабилитационного комитета,
изучающего способности детей к обучению до того момента, когда они достигнут
школьного возраста. Обучение в
школах Венгрии предусмотрено в возрасте с 6 до 16
лет. 8 лет дети учатся в общих школах. Далее делается выбор из
трёх вариантов средних школ: Gimnazium (не профессиональных, готовят
будущих студентов к высшему образованию; обучаются минимум двум иностранным
языкам) Szakkozepiskola (профессионально-технические
школы, но и с возможностью поступления в ВУЗы) Szakiskola (ПТУ) Для национальных меньшинств, которыми являются
например цыгане, организовано обучение в школах на родном языке. Имеются специализированные средние школы – музыкальные,
художественные, балетные и т.п. После окончания средней школы, студенты сдают школьный
экзамен на венгерском языке. Он состоит из экзаменов по пяти предметам:
письменный экзамен по математике, устный и письменный экзамены по литературе
и грамматики, иностранный язык, История, а также письменные и/или устный
экзамен по предмету по выбору студента. Эти экзамены также служат в качестве
вступительного экзамена в университеты и колледжи. Существующая система довузовского образования
предполагает 8 лет начальной школы плюс 4 года средней школы, хотя существует
и альтернатива: 6+6 и 4+8 лет. Университет Сегеда В настоящее время система высшего образования в Венгрии состоит из 18 государственных
университетов, 1 частного, 12 государственных колледжей, 26 учебных заведений
под покровительством церкви и 9 колледжей, финансируемых различными фондами.
Высшее образование концентрируется в столице: большинство университетов и
соответствующих департаментов располагаются в Будапеште, кроме того, около
50% студентов высших учебных заведений учатся именно в этом городе. В 1990-х
количество студентов, получающих высшее образование, значительно увеличилось,
сегодня 1/3 выпускников средней школы продолжают свое образование, и все
больше студентов получают степени. Первый в Венгрии
Университет
основан в Пече в 1367, существовал
до середины XV века; вновь открыт в 1922. Одной из важнейших его частей
является Медицинский институт. Университет Дебрецена – одно из самых известных учебных
заведений страны. Он был основан в 1538 году, как Кальвинистский колледж. В 1912 году преобразован в
Королевский Университет. В 2000 году в его состав включены Сельскохозяйственный Университет, Медицинский
Университет и Университет имени Л. Кошута. Образовавшийся единый Университет
Дебрецена включает 11 факультетов и 2 колледжа. Здесь обучаются более 20.000 студентов. Справка подготовлена
по материалам Википедии |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Венгрия |
В течение многих лет отдельные
усилия венгерских педагогов внедрить медиаобразование в учебных заведениях
страны наталкивались на бюрократические препоны коммунистически ориентированного
режима. Как, например, и в России, в 60-х годах в Венгрии активно развивался
так называемый эстетический подход в кинообразовании,
когда на первое место в обучении ставилась задача формирования художественного
вкуса аудитории на примере «авторских», в той или иной
степени сложных для восприятия фильмов. Более того, с 1965 года кинообразование было включено в официальные учебные планы
средних школ. С 1965 года по 1978 год кинообразование
под названием «эстетика фильма» интегрировалось в курс венгерского языка и
литературы. В 80-е годы вплоть до 1995 года централизация учебного плана была
заменена на региональные инициативы, таким образом, медиаобразовательные
аспекты по сути стали факультативными. В 1995 году,
после десяти лет локальных экспериментов и теоретико-методической подготовки, в
национальный учебный план средних школ был включен медиаобразовательный
курс, рассчитанный на учащихся 12–18 лет (с седьмого по двенадцатый классы).
Новый учебный план стремится развивать понимание учащимися медиатекстов,
роли медиа в обществе и т.д. Этот план рассчитан на 15–20 лет, в течение
которых будут апробированы базовые медиаобразовательные
подходы. К 2005 году ожидается, что выпускники школ смогут для сдачи одного из
итоговых экзаменов выбрать предмет, связанный с медиа. Это может быть проект,
объединяющий теорию, практику и устный экзамен [1; 3].
Венгерские медиапедагоги
не бояться обвинений в пропаганде «защитного» и «эстетического» подходов в медиаобразовании, когда выбирают для своих занятий
выдающиеся произведения медиакультуры [1, 57]. Тому есть
простое объяснение: во-первых, подрастающему поколению полезно знать о наиболее
значительных художественных медиатекстах; во-вторых,
знакомство с шедеврами вовсе не означает, что на занятиях не будут
анализироваться «мыльные оперы» или реклама [1, 62–63]. Конечно, пуристы
от медиапедагогики могут упрекнуть авторов
венгерского учебного плана по медиаобразованию в том, что они опираются в
основном на аудиовизуальные медиа. Однако кто сказал,
что на этом материале нельзя добиться тех же положительных результатов, что и
на материале прессы?
Национальный институт общего
образования Венгрии из года в год собирает коллекцию программ и материалов по
всем направлениям медиаобразования. Публикуются
учебники, хрестоматии книги для учителей, тиражируются аудиовизуальные пособия
по тематике, связанной с медиакультурой. В 2001 году
был создан СD-ROM «Аудиовизуальное искусство и
медиаобразование в Венгрии» [2], включающий не только текстовую информацию, но
и обширные видеофрагменты, например, записи медиаобразовательных
уроков. Вот лишь некоторые темы, рассматриваемые в венгерском учебнике по
медиаобразованию: роль медиа в обществе, процесс создания медиатекстов,
жанры кино и телевидения, сюжет и монтаж, типология аудитории и т.д. [2].
Между прочим, инструкции нового
учебного плана предусматривают, что преподавать медиакультуру
в школах будут специально подготовленные педагоги. Первые медиаобразовательные
курсы стали читаться в Будапештском университете с 1994 года. Сначала цикл медиаобразовательных предметов был прочитан для 35-ти
будущих медиапедагогов в течение 8 семестров по 12–14
часов в неделю (общее число часов, выделяемых на
медиаобразование может колебаться от 120 до 500 часов за весь курс
обучения). С 1997 года в шести главных городах Венгрии были организованы медиаобразовательные курсы (по 30–120 часов) для школьных
учителей. В каждом городе ежегодно на такие курсы записываются 20–40 учителей,
понимающих важность медиапедагогики в современном
мире. [1; 3]. Цели подобных региональных медиаобразовательных
курсов можно определить следующим образом:
– представить учителям образцы медиаобразовательных
программ;
– способствовать эффективному внедрению медиаобразовательных
курсов в школьный процесс обучения;
– помочь педагогам составить свои индивидуальные программы медиаобразовательного цикла [1; 3].
В настоящее время в Венгрии
насчитывается не менее 700 медиаобразованных
учителей, способных читать соответствующие курсы в школах. Медиаобразовательные
курсы читаются в 23-х столичных и двадцати региональных специализированных
центрах. Таким образом, в 20% средних школ Венгрии медиаобразование стало уже
привычным компонентом учебного процесса [1; 2; 3].
А.В.
Федоров, А.А.Левицкая
Электронная научная
энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Benyei-Fazekas,
J. (1999). What, When, how and Why? Media Education in
2.
Hartai
L., Gyorgy, J., Benyei J.
and others. (2001). Motion Picture and Media Education in
3.
Szijarto,
СЕРБИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В СЕРБИИ Образование
в Сербии регулируется Министерством науки и образования. Процесс образования
начинается либо в дошкольных учреждениях, либо в начальных школах.
Дети поступают в начальную школу в возрасте семи лет и учатся там в течение восьми лет. После этого есть возможность
либо посещать школу в течение еще четырех лет, либо учиться в специальной
школе от 2 до 4 лет или поступить в профессионально-техническую школу
для обучения сроком от 2 до 3 лет. После окончания средней школы или
специальной школы учащиеся могу поступать в университеты. |
|
Сербская академия
наук и искусств |
Крупнейшие университеты Сербии:
Белградский
университет
Крагуевачский университет
Нишский университет
Новисадский университет
Приштинский университет
Новипазарский университет Белградский университет является старейшим и в настоящее
время самым крупным университетом в Сербии. Основанный в 1808 году, он имеет
31 факультет, и с момента создания подготовил около 330.000 выпускников.
Также значительным числом преподавателей и выпускников обладают Новисадский (основан в 1960), Крагуевачский (основан в 1976) и Нишский
(основана в 1965) университеты. Согласно
закону, образование является общедоступным на равных условиях. Представители
национальных меньшинств имеют право на образование на родном языке. Справка подготовлена
по материалам Википедии |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Сербия |
В 60-е – 70-е годы ХХ века медиаобразование
в Сербии развивалось в основном на материале киноискусства при доминанте
«эстетической парадигмы». В 80-х годах возник больший интерес
к использованию в учебном процессе телевидения. 90-е годы были не самыми
лучшими для развития медиаобразования в Сербии в
связи с различного рода вооруженными конфликтами внутри бывшей Югославской
федерации, однако отдельные очаги преподавания курсов медиакультуры можно
обнаружить не только в Белграде, но и в других городах республики.
Исследователи Н.Корач (Nada Korac) и Я.Хоукинс (Jan Howkins)
в конце 90-х годов ХХ века разработали, например, специальную медиаобразовательную программу для учащихся, учитывающую
политическую и социальную специфику стран, находящихся в зоне конфликтов [1,
15–17].
Не имея устойчивого статуса,
медиаобразование в Сербии ищет свою опору в разделах «Информатики»,
«Образовательных технологий», «Массовой коммуникации» и других дисциплин
школьного и университетского уровней. Время от времени организуются
специализированные летние школы. В том или ином виде курсы по медиакультуре читаются в шести педагогических институтах. В
школах медиаобразование интегрировано в курс изучения родного языка и
информатики, в вузах – в курсы социологии, информационных технологий,
педагогики, психологии и т.д. [1].
А.В.
Федоров, А.А.Левицкая
Электронная научная
энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"
Литература
Korac,
N., Hawkins, J. Do You Speak Visual? Visual Literacy Program for Children in
Countries of Conflict . In: Educating for the Media
and the Digital Age.
СЛОВЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ
В СЛОВЕНИИ Дошкольное образование: Масса
учебных заведений, предоставляющая широкий выбор сервиса для маленьких. Начало
берется исходя из нужд родителей: полного дня, до середины дня, пока
требуется родителям, помещение в семью, приходящие к вам домой... Дети
принимаются с возраста 1 года и до 6–7 лет. Основное образование: Так
оно называется в Словении, так как начальная школа и начальная средняя школа объединены. Словения - страна маленькая. Школы тоже
маленькие – до 275 учеников. В первый класс дети принимаются по достижении 6
с половиной лет. 8 лет обучения подтверждаются аттестатом установленной
формы. Среднее образование: Можно
получить в общеобразовательных или специализированных гимназиях. Высшим
достижением может быть присвоение степени Международного бакалавра. Данный
диплом дает возможности поступления в самые престижные университеты Европы. После – среднее образование
(профессиональное): Ведется
разносторонне сетью колледжей. Практически все программы 2 годичные. Профессионально –
направленные программы высшего образования: Его
можно получить только в университете или специальном колледже. За 6 месяцев
до начала таких курсов университеты делают объявления и называют условия
зачисления. Такие программы: лесное хозяйство, агрономия, ветеринария...
Закончившие получают дипломы профессионального высшего образования. |
|
Университет Любляны Мариборский университет |
Университетское
образование в Словении: Их
два вида: академические и академии искусств. Ежегодно университеты объявляют
условия для поступления. В Словении 141 вид курсов высшего образования. В
стране функционируют 820 школ с 208 тыс. учащихся, 37 высших специальных
учебных заведений и 3 университета (Люблянский, основанный в 1595, Мариборский – 1975 и университет в приморском городе
Копер), где обучаются ок. 100 тыс. студентов. На
нужды образования тратится более 6% ВВП. Уровень образования и квалификации
рабочих в Словении – самый высокий из всех стран Центральной Европы и один из
самых высоких в мире. 15% всех служащих имеют университетское образование,
60% экономически активного населения – аттестат об окончании средней школы. Примерно
1,7% ВВП Словении обеспечивают научные разработки и новые технологии. По
числу научных работников и научно-исследовательских институтов Словения стоит
в одном ряду с развитыми европейскими странами. Научные исследования
проводятся в рамках Словенской академии наук и искусств, в университетах и
отраслевых институтах. Особое внимание уделяется таким отраслям знания, как
биокибернетика, биохимия, молекулярная биология, биотехнология,
робототехника, автоматизированные измерительные системы, компьютерный
контроль большого спектра производственных процессов. Флагманом
словенской науки является Институт Йозефа Стефана в Любляне, где проводятся
исследования в области математики, химии, биохимии, физики, электроники,
информационных технологий и ядерной физики. В стране работают десятки
научно-исследовательских институтов, в том числе старейший из них –
Сельскохозяйственный институт Словении (основан в 1898), Институт биофизики
Люблянского университета, Палеонтологический институт, Национальный
биологический институт, Национальный химический институт, Словенский институт
лесоведения, Институт по исследованию карста и многие другие. Справка подготовлена
по материалам: http://www.excel.md/education-in-slovenia/ |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Словения |
Словения – независимое государство,
еще не так давно входившая в состав Югославии. Медиаобразование стало активно развиваться
здесь лишь в 90-е годы, когда специально созданной научно-педагогической
группой стал реализовываться соответствующий проект. В нем утверждалось, что
главная цель медиаобразования состоит в том, чтобы
помочь школьнику и студенту стать автономным, компетентным, социально
ответственным и активным гражданином с автономным критическим мышлением,
умеющим выбрать качественную информацию и ответственно общаться с медиа в
социуме. При этом выделялись три главных компонента развития умений: 1)
анализа, оценки и создания медиатекстов; 2) понимания
и анализа политических, экономических, социальных и культурных контекстов
окружающей медиасреды; 3) активной коммуникации с
медиа с точки зрения демократической общественной системы [2, 15–17].
На первом уровне реализации этого
проекта проходила в некоторых детских садах экспериментальным способом.
Пятилетних детей учили понимать различия между беллетристикой и научной
литературой, рекламными объявлениями и новостями, реалистическими и фантастическими
медиатекстами. Во второй половине 90-х
медиаобразование было интегрировано в курсы словенского языка в начальной школе
(при наличии параллельных факультативных курсов по медиакультуре).
В средних школах Словении медиаобразование было включено в учебный план как
обязательная часть определенных таких дисциплин, как словенский язык,
социология, психология и история искусств. Так в курсе социологии речь идет об
изучении таких ключевых понятий медиа, как «агентство», «технология»,
«аудитория», «репрезентация» и др. В курсе словенского языка предусматривается
анализ жанров, стиля и языка медиатекстов. В курсе
психологии идет речь о проблемах воздействия медиа на аудиторию, стереотипах в медиатекстах и медиавосприятии.
Медиаобразование занимает важное место в таких значимых проектах, как Детский
парламент, День радиовещания для детей и др. [1; 2; 3; 4].
Факультет социальных наук в Любляне
уже не первый год готовит студентов к медиаобразованию школьников. Выпускаются
учебники, касающиеся различных разделов медиаобразования
и функционирования медиа в обществе. Кроме того ежегодно организовываются медиаобразовательные курсы для двухсот словенских учителей
и такого же числа родителей школьников, заинтересованных в том, чтобы получить
знания о медиакультуре. К сожалению, в Словении до
сих пор нет Ассоциации медиаобразования, способной
объединить усилия профессиональных педагогов по всей стране. Слабо развита и
научно-исследовательская деятельность в области медиапедагогики.
Как и во многих
других странах исследования показывают, что у словенских медиапедагогов
достаточно популярна опора на медиаобразовательные
концепции развития «критического мышления» по отношению любых аспектов
функционирования медиа в социуме и «протекционизма» (когда сторонники «высокой
культуры» видят в средствах массовой коммуникации угрозу национальной культуре
и идентичности и борются с их инъекционным влиянием на якобы пассивную
молодежную аудиторию). Все больше сторонников приобретает и концепция приоритета творческих
проектов («проектов для самовыражения личности учащегося») в медиаобразовании, когда учащиеся учатся в процессе
исследования какой-либо проблемы [1, 91].
C 1993 года в словенских школах
осуществляется внедрение мультимедийного образования
[4, 116], сочетающийся с программой компьютерной
грамотности.
А.В.
Федоров, А.А.Левицкая
Электронная научная
энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Dragan,
A.N. (1999). Discover rather than teach. Method of Film and Television
Education. In: Educating for the Media and the Digital Age.
2.
Erjavec,
K. & Volčič, Z.(2002).
Media Education as a part of mother tongue teaching in Slovenian secondary
schools. In: Hart, A. / Süss, D. (Eds.) Media
Education in European Countries.
3.
Erjavec,
K. Volčič, Z. (1998) Need for Curriculum
Development.
4.
Mele,
M. (1999). Building the Secondary Production of Educational Multimedia Content.
In: Educating for the Media and the Digital Age.
ЭСТОНИЯ
Тартуский университет Дворец Унгерн-Штернберга
на улице Кохту, 6, в котором расположена Эстонская
академия наук |
ОБРАЗОВАНИЕ
В ЭСТОНИИ История
школьного образования в Эстонии начинается с первых монастырских и соборных
школ, появившихся в XIII–XIV веках. Первый букварь на эстонском языке был
издан в 1575 году. Старейшим университетом Эстонии является Тартуский
университет, основанный шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 году. В
1919 году университетские курсы впервые начали читаться на эстонском языке. Сегодняшнее
образование в Эстонии разделено на основное, профессиональное и дополнительное
образование. Образовательная система основана на четырёхуровневой системе, включающей в себя
дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. [1]
Существует широкая сеть школ и образовательных институтов. Эстонская
образовательная система состоит из государственных, муниципальных, публичных
и частных образовательных заведений. На данный момент в Эстонии 589 школ. [2] Высшее академическое
образование в
Эстонии делится
на три уровня: бакалавриат, магистратура и
докторантура. В некоторых специальностях (базовое медицинское
образование, ветеринария, фармацевтика, стоматология, инженерная архитектура
и программа школьного учителя) степени бакалавра и магистра объединены в одну
степень. [3] Эстонские публичные университеты имеют большую независимость,
чем прикладные высшие учебные заведения. В дополнение к организации
академической жизни университета университеты могут создать новые учебные
программы, утвердить правила и условия, утвердить бюджет, утвердить план
развития, выбрать ректора и ограничить решение вопросов, касающихся активов.
[4] В Эстонии имеется некоторое число публичных и частных университетов.
Крупнейшими публичными университетами являются Тартуский университет, Таллинский технический университет, Таллинский
университет, Эстонский университет науки о жизни, Эстонская академия
художеств, а крупнейший частный университет – Международный Университет Audentes. Эстонская
Академия Наук является государственной академией наук Эстонии. IT-индустрия в
Эстонии появилась в конце 1950-х годов, когда в Тарту и Таллине
были основаны первые компьютерные центры. Эстонские специалисты внесли вклад
в разработку стандартов программного обеспечения для различных министерств
Советского Союза вплоть до 1980-х годов. Справка подготовлена
по материалам Википедии |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Эстония |
Еще в советские времена в эстонских
школах осуществлялись довольно продвинутые по тем временам программы кинообразования учащихся (Л.Раудсепп,
А.Нахкур и др.). «Внедрение
в 1967/68 учебном году факультативного курса по основам киноискусства послужило
основой для дальнейшего поиска возможностей» [3, 114] аудиовизуального медиаобразования в Эстонии (в основном в рамках эстетически
и семиотически ориентированных моделей, на последних
сказалось влияние идей профессора Университета в Тарту, выдающегося семиотика Ю.М.Лотмана).
После восстановления государственной
независимости Эстонии движение медиаобразования
развивалось менее интенсивно. В начальной школе к началу ХХI
века оно отсутствовало вовсе, а в средней осуществлялось лишь в небольшом
количестве учебных заведений. Правда, преподаватели факультета массовой
коммуникации Таллиннского университета Конкордия (Concordia International University Estonia) разработали семинар по
медиаграмотности (100 часов в год для 80 студентов) и в настоящее время
работают над подготовкой медиаобразовательных курсов
для учителей.
А.В.
Федоров, А.А.Левицкая
Электронная научная
энциклопедия "Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Маасик А. Эффективность наглядных пособий и творческих работ в
преподавании основ киноискусства в VI классе//Школа и искусство/Сост. К.Лехт. – Таллин: Министерство
просвещения Эстонии, НИИ педагогики Эстонии, 1982. – С. 59–73.
2.
Нахкур А. Творческие работы в курсе изучения основ
киноискусства//Школа и искусство/Сост. К.Лехт. – Таллин: Министерство просвещения Эстонии, НИИ педагогики
Эстонии, 1982. – С. 73–83.
3.
Раудсепп
Л. Изучение киноискусства в средней школе//Школа и искусство/Сост. К.Лехт. – Таллин: Министерство
просвещения Эстонии, НИИ педагогики Эстонии, 1982. – С. 114–125.
4.
Раудсепп
Л. Основы киноискусства//Материалы научно-практической конференции по вопросам
обучения театральному искусству и киноискусству. – Таллин,
1972.
◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека