к оглавлению (подборка по
истории медиаобразования) ►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ – КОМУ ЭТО
НУЖНО?
А.А. Демидов,
Председатель Правления МОО
«Информация для всех»
Источник: http://community.livejournal.com/ifap_ru/2891.html
(2009, 21 июля)
ДЕМИДОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Род.
25 июля 1958 года Окончил Академию МВД СССР (1986),
Российский социально-политический институт (1991) и аспирантуру Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации (1994).
Государственный советник Российской Федерации первого класса (Указ Президента
РФ № 885, 1996), Лауреат Премии Правительства РФ в области культуры
(распоряжение Правительства РФ № 2328-р, 2005), член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики
России. Работал в Администрации Президента РФ (1994–1995).
Занимался экспертизой законодательства (в т.ч. в области образования,
культуры и коммуникации), подготовкой печатных материалов по проблематике
правового воспитания и информационной грамотности, развитием
информационно-правового сотрудничества государств-участников СНГ. Участвовал
в создании Международной организации «Международный центр правовой
информации», в создании первых центров доступа к российской правовой
информации в электронном виде в России и Азербайджане. Зам. генерального
директора МЦПИ (Центр действовал в соответствии с постановлением
Правительства № 1811, 1994). В 1996–2001 годах участвовал в создании,
юридической регистрации и работе государственно-общественного фонда
«Российской фонд правовых реформ» (созданного в соответствии с распоряжением
Президента РФ от 22 февраля 1996 г. № 81-рп), руководил ведением сайта
организации, курировал пресс-службу, участвовал в создании теле/кино/видео/печатной
продукции по правовой тематике. С 2004 – член Экспертного совета Комитета по безопасности
Государственной Думы ФС РФ (Секция по законодательству в сфере обеспечения
национальной безопасности, деятельности разведывательных и специальных
служб). С 2006 – член рабочей группы Общественной палаты РФ (http://www.oprf.ru/) по развитию информационного общества в
России (руководитель РГ Е.Г. Дъякова). С 2002 года – председатель правления
Межрегиональной общественной организации «Информация для всех» (http://www.ifap.ru), участник реализации Программы
«Медиаобразование» (разработка компакт-диска «Медиаобразование. Медиапедагогика.
Медиажурналистика», организатор проведения профильных мероприятий), член
редколлегии журнала «Медиаобразование». Автор более 200 публикаций по проблемам права,
информационного общества и общества знаний, информационно-правовой культуры,
информационной политики и грамотности, медиаобразования. e-mail: demidov@ifap.ru Александр Федоров Медиапедагоги России:
энциклопедический справочник |
В исследовании президента Ассоциации
кинообразования и медиапедагогики
России, проректора по научной работе Таганрогского государственного
педагогического института А.В. Федорова и заведующей
кафедрой рекламы Таганрогского института управления и экономики А.А. Новиковой «Российские интернет-пользователи о
медиаобразовании: спектр мнений» http://edu.of.ru/attach/17/53875.doc в
разделе, где рассматриваются мнения пользователей, скептически относящихся к
массовому внедрению медиаобразования в учебных
заведениях есть
слова блоггера sfrandzi «…столь необходимый курс (медиаобразование –
прим. автора) введен в качестве
факультативного в нескольких столичных гимназиях».
Свою мысль блоггер продолжает
словами «т.е. на самом деле это не
просвещение народа. Это новый шаг к разделению массы на элиту, которой дано
знать, что к чему и почем, и быдло, неукоснительно
подлежащее зомбированию. Ладно, что хоть кто-то будет
просвещен на сию тему».
А.В. Федоров и А.А. Новикова в завершении исследования делают
заключение о том, что с одной стороны, негативное отношение интернет-пользователей к медиаобразованию вызвано
незнанием и/или непониманием его задач и функций в современном обществе. С
другой стороны, возникает боязнь искажения и/или извращения гуманистических
задач медиаобразования.
1.
Первая причина. Негативное отношение от незнания и непонимания.
1.1.
Если говорить о развитии медиаобразования в России
в контексте позиции sfrandzi, то это вероятно и
первое и второе. Хотя чего проще заглянуть в работу «Зарождение и начало
развития медиаобразования в России»
находящуюся в свободном доступе на портале «Информационная грамотность и медиаобразование». Кстати,
еще до 1917 года ревнителям медиаобразвоания
противостояли те, кто слабо представлял перспективы учебного кинематографа,
либо опасался его «тлетворного влияния» на школьников. Стоит подумать и о том,
что ситуация мало чем отличается от современной.
1.2.
В советский период развитие медиаобразования
устойчиво ассоциируется с именем Ю.Н. Усова, ушедшего из жизни в 2000 году. О его месте в развитии отечественного медиаобразования
достаточно полно написано в материале «Медиаобразование в
России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» также размещенном в
свободном доступе на www.mediagram.ru
По мнению Ю.Н. Усова человек XXI века
должен не только уметь ориентироваться в информационном потоке, иметь практические
навыки работы с медиа, но и обладать развитым художественным восприятием,
творческим мышлением, аудиовизуальной грамотностью. Неразвитое восприятие
аудиовизуальной информации, – по мнению Ю.Н. Усова, – непосредственно сказывается на
низком уровне их предпочтений, ценностных ориентаций, мировоззренческих
позиций. В этих условиях экранные искусства из блага превращаются во зло. Посыл
советского специалиста остается актуальным и по сей
день.
1.3.
Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО
активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиаобразования.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития
личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью
формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных
способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия,
интерпретации, анализа и оценки медиатекстов,
обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать при
самореализации возможности информационного поля – телевидения, радио, видео,
кинематографа, прессы, Интернета.
Необходимо особо отметить, что СССР, активно формировавший
стратегию ЮНЕСКО, отказался от проведения политики
медиаобразования у себя в стране. И этому есть только
одна объяснимая причина, над которой откровенно смеялись некоторые блоггеры, принявшие участие в обсуждении инициативы по
развитию медиаобразования, всего лишь поддержанной,
но не инициированной Мосгордумой. А называется она «анализировать и критически
осмысливать медиатексты». Кто мог предложить, или
даже представить себе, что решения партии и правительства, изложенные в
официальных средствах массовой коммуникации, могут быть, хоть кем то, проанализированы
и критически осмысленны?
Отсюда и причина того, что, в отличие от лидеров медиаобразования – Австралии, Германии, Канады, Франции и
Японии, Россия начала серьезно заниматься вопросами медиаобразования
только с распадом СССР. Но начала же!
Да и начала она это делать, отвечая на ложный посыл блоггера sfrandzi, не только и не
столько в Москве. Впервые системно вопросами медиаобразования,
как медиапедагогики, начали заниматься в городе
Таганроге – на родине А.П. Чехова и Ф.Г. Раневcкой. Сегодня это движение
продолжают и развивают медиапедагоги в Екатеринбурге
и Челябинске, Приморском крае, поддерживают движение в Ханты-Мансийске и Томске
и многих других городах – очень далеких от Москвы, да и инициируют развитие
направления совсем не богатые гимназии и элиты, а очень даже продвинутые в
сфере образования, культуры и коммуникации и далекие от политики и власти
специалисты.
В части медиажурналистики
действительно можно с уверенностью говорить, что журфак
МГУ и лично его нынешний декан Е.Л. Вартанова
были и остаются приверженцами и проводниками данной концепции. Но кроме них
есть еще школы журналистского медиаобразования в
Белгороде, Санкт-Петербурге, тех же Екатеринбурге и
Челябинске, да и в Москве они представлены не только журфаком
МГУ.
2.
Вторая причина. Боязнь искажения и/или извращения гуманистических задач медиаобразования.
Странно, что основными «явными» противниками медиаобразования, открыто указавшими на свою профессию,
оказались социологи и правозащитники.
Медиаобразование и медиажурналистика
– несомненно, должны влиять на свободу выражения.
В части правозащитников понятно. Всякое околоидеологическое
движение в связи со свободой выражения в контексте прав человека – это их
территория, заходить на которую табуировано всем и на всем времена. Но усмотреть
во внедрении медиаобразования в образовательный
процесс руку Лубянки – какое же искривленное сознание
нужно иметь?!
Вероятно подходы наших прописных правозащитников,
функционирующих только в режиме антитезы любой из существующих в стране
политических систем – до 91-го года, в «эры» Ельцина, Путина или Медведева,
стоятся на странном посыле. «Если нас (наших интересов) в этой системе
координат нет – то этого не должно быть»!
А кто им запрещает быть в этой обойме и использовать
средства медиаобразования в обучении правам человека
в общей школе, как это делают преподаватели физики, химии, литературы,
иностранных языков. Ведь понимает и принимает их «нужность» руководитель
Московской школы прав человека А.Я. Азаров,
говоря на своих ежегодных мероприятиях об использовании медийного
контента и Интернета в преподавании основ прав человека в свете концепта
«образование для всех на протяжении всей жизни».
И видение в решении этих вопросов уже есть. Именно
медиаобразование и социальная реклама выбраны в качестве основных инструментов
этико-правового воспитания и образования в учебных заведениях города Копейска
Челябинской области. И вопросам преподавания прав человека и толерантности
здесь уделяется особое внимание.
В части социологов мысль приходит на ум только одна – они, а
даже не журналисты и педагоги, которых эта тематика напрямую касается, являются
самыми активными исследователями отечественного Интернета вообще и социально
значимой тематики в частности.
И именно по причине количества самой активной «фильтрующей
Сеть» группы они и выдали максимальное количество реакций на тему.
Правда, трудно объяснить – почему негативной?!
А может быть стоит еще раз проанализировать работы Ю.Н. Усова.
Его основополагающая работа была опубликована впервые в Эстонии в 1980 году. В
ней он обобщил свои исследования в области кинообразования,
проведенные в течение 70-х годов в СССР и вскрыл «одно
из главных противоречий, стоящих на пути кинообразования:
преподавая искусство, восприятие которого опирается на образно-пространственный,
невербальный тип мышления» часто совершенствуется «принципиально
противоположный художественному восприятию тип мышления –
абстрактно-логический, вербальный. Отсюда рационализм, логизирование,
подмена эстетического анализа социологическим».
Может быть, в этом кроется столь явное неприятие социологов
к теме медиаобразования?
Может быть, стоит попросить одного из самых активных
исследователей социологии Интернета, социолога из СПбГУ, одного из
руководителей Партнерства по развитию информационного общества на Северо-Западе России А.В.Чугунова
подумать над этим странным феноменом!?
И может быть всё-таки вопросами медиаобразования,
медиапедагогики и медиажурналистики,
в первую очередь на местах – на муниципальном уровне – всё же начнут заниматься
профессионалы своего дела!
В связи с этим своевременно выступил на встрече с
журналистами «Известий» 15 июня с.г. министр связи и массовых коммуникаций И. Щеголев, заявивший о важности введения специальной
дисциплины – медиаобразования, суть которой, по его
мнению, – научиться вычислять для себя полезную и защищаться от бесполезной и
вредной информации.
Его слова «Вы ребенка, когда
отпускаете на улицу, постепенно приучаете, что есть правила дорожного
движения... а когда ребенок погружается в Интернет, родители просто сами во
многом этими технологиями не владеют и уберечь ребенка не могут» вполне
являются ответом на вопрос кому нужно медиаобразование – родителям, детям,
учителям, журналистам, всем нам и наших близким.
Другой вопрос о соотношении влияния на процесс развития медиаобразования всех трех основных институций –
государства, бизнеса и институтов гражданского общества. Да и участие в этом
процессе и традиционных конфессий, и правозащитников, и силовиков, и
политических партий не возбраняется, а только приветствуется.
Лишь бы не забывали все участники процесса медиаобразования применимый в этом деле главный принцип
медицины – не навреди!
к оглавлению (подборка по
истории медиаобразования) ►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека