◄◄ к содержанию
справочника ►►
◄ в информационный
блок: Медиаобразование ◄
► в раздел библиотека ►
ФЕДОРОВ
АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Род. 4
ноября 1954 года
Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993)
Института художественного образования Российской Академии образования (Москва).
Профессор (2004), Доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по
медиаобразованию в высшей школе (научный консультант – профессор Ю.Н. Усов).
Почетный работник высшего профессионального образования. Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики
России (с 2003). Главный редактор журнала «Медиаобразование» (с 2005). Член
Правления Союза кинематографистов России, академик Национальной Академии
кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного
форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты
«Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и
CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада).
Лауреат премии Союза кинематографистов по
кинокритике и киноведению (1983) и премии Гильдии
киноведов и кинокритиков России (2001), премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Награжден
Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение
духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат Всероссийского
конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (2009, 2010) –
первое место в номинации «Медиаобразование». Лауреат всероссийского конкурса
ведущих научных школ РФ (2003–2005) по программе Президента РФ, гранта по
Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы»
(2006–2008) Министерства образования и науки Российской Федерации,
научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам (по темам медиа,
киноискусства и медиаобразования): Российского
гуманитарного научного фонда (1999–2012), Президента Российской Федерации для
поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и
искусства (2001–2002), Министерства образования России (1997–2000), Программы
«Университеты России» (2002–2003), Института «Открытое общество» – по различным
направлениям исследований в области гуманитарных наук (1997–2002),
Центрально-Европейского университета (1998, 2006), американских фондов Мак-Артуров (1997, 2003–2004) и Института Кеннана (2003), немецкого фонда DAAD (2000, 2005, 2010),
Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки научных исследований
Франции Foundation – Maison
des science de l'homme (2002, 2009), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр-МИОН:
Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004–2005) и др.
Руководитель медиаобразовательного проекта по
Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры»
(2010–2012).
Работал в прессе, в средних школах, был членом редколлегии
журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом университете (РОС-НОУ).
Свыше 20 лет (1987–2008) заведовал кафедрой социокультурного
развития личности ТГПИ. С 2005 – проректор Таганрогского государственного
педагогического института по научной работе. Читает курсы по
медиаобразованию, руководит аспирантами по тематике медиаобразования
(среди его бывших аспирантов – медиапедагоги Д.
Григорова, В. Колесниченко, Г. Михалева, Е. Мурюкина,
Е. Столбникова, Н. Рыжих, Р. Сальный, И. Челышева и др.), является главой ведущей научной школы РФ в
области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и
медиакомпетентности).
Автор нескольких книг по проблемам российского и зарубежного
киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования.
Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования
с 1978 года (свыше 500 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в
научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник института Кеннана в России», «Вестник Российского гуманитарного
научного фонда», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин»,
«Вопросы культурологии», «Встреча», «Высшее
образование в России», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Журналистика и медиарынок», «Инновации в образовании», «Инновационные
образовательные технологии» (Белоруссия»), «Искусство и образование»,
«Искусство кино», «Кшо-Коло», «Кино» (Литва),
«Киномеханик», «Медиакритика» (Украина), «Медиаобразование», «Медиатека», «Мир образования -образование
в мире», «Мнения», «Молодежь и общество», «Мониторинг», «Новини киноекрана», «Педагогика»,
«Педагогическая диагностика», «Перемена», «Полис: политические исследования»,
«Практическая психология», «Про кино», «Специалист», «США-Канада: экономика,
политика, культура», «Телекоммуникации и информатизация образования»,
«Человек», «Школьная библиотекам», «Школьные технологии», «Экран», AAN Quaterly, Acta Didactica, Audience (США), Canadian Journal of Communication
(Канада), Cineaste
(США), Cinemaction
(Франция), Educational Media International, International NGO Journal, Educommunication
(Бельгия), Film Threat
(США), International Research Forum on Children and Media (Австралия), Media Education Journal (Шотландия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ:
Medien + Merziehung (Германия), Panoramiques (Франция), Russian Education and Society (США), Total DVD, The Journal of
Media Literacy (США), Thinking Classroom и др.; в газетах
«Арт-фонарь», «Деловой экран», «Культура»,
«Литературная газета», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета»,
«Первое сентября», «СК-Новости», «Учительская
газета», «Экран и сцена» и др.
Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных
научных конференций по проблемам медиаобразования
(Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена,
ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003;
Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац,
2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался
научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования
в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском
(Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель,
2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана
(W.Wilson Center,
Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005), в
университете Майнца (2010). Был членом жюри (включая
жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене,
Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом
на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования
(Страсбург, 2002), на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007), всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций»
(Мадрид, 2008), на Саммите по инновационному образованию в Дохе (Катар, 2010).
Библиография (книги
А.В. Федорова):
«За»
и «против»: Кино и школа. М., 1987.
Трудно
быть молодым: Кино и школа. М., 1989.
Видеоспор: кино – видео – молодежь. Ростов, 1990.
Подготовка
студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных
искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994.
Киноискусство
в структуре современного российского художественного воспитания и образования.
Таганрог, 1999.
Медиаобразование:
История, теория и методика. Ростов, 2001.
Медиаобразование
в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совместно с И.В. Челышевой).
Медиаобразование
сегодня: содержание и менеджмент. М., 2002. (редактор).
Media Education: Sociology Surveys.
interact.uoregon.edu/medialit/MLR/home/dwnload/sociology.doc
http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/electronic/Book%202007%20ME%20SociologyFedorov.pdf
Медиаобразование
в зарубежных странах. Таганрог, 2003.
Медиаобразование
в педагогических вузах. Таганрог, 2003.
Violence on the Russian
Screen and Youth Audience.
Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного
процесса в России. Таганрог, 2004 (совместно с А.А. Левицкой, И.В. Челышевой и И.А. Каруна).
Медиаобразование
и медиаграмотность. Таганрог, 2004.
Права
ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
Медиаобразование
в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совместно с А.А. Левицкой).
Медиаобразование
будущих педагогов. Таганрог, 2005.
Медиаобразование
в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 (совм.
с А.А. Левицкой, В.Л. Колесниченко, И.А. Каруна).
Медиаобразование:
социологические опросы. Таганрог, 2007.
Эстетическая
концепция в российском медиаобразовании
и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В. Челышевой, А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной,
С.С. Федорцовой).
On Media Education. Moscow, 2008.
Развитие
медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.,
2007.
Медиаобразование:
вчера и сегодня. М., 2009.
Children and Media Violence: Comparative
Analysis.
Media Education and Media Literacy: Russian
Point of View. Saarbrucken, 2010.
Дети
и медийное насилие: проблемы и тенденции. Saarbrucken, 2010.
Развитие
медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразования.
Saarbrucken, 2010.
Трансформация
образа России на западном экране. М., 2010.
Russian Image on the Western Screen: Trends,
Stereotypes, Myths, Illusions.
Russian Media Education Researches (1950–2010):
Past and present.
Something about Russian Films: History, themes,
genres, directors. Saarbrucken, 2011.
Заметки
о российском кино: общий и крупный план. Saarbrucken,
2011.
Массовое
медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken,
2011. (соавтор – А.А. Левицкая).
Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая
деятельность. Saarbrucken, 2011 (соавтор – А.А.
Левицкая).
Россия
в зеркале западного экрана: тенденции, стереотипы, мифы, иллюзии. Saarbrucken, 2011.
Литература о А.В. Федорове:
[О
книгах А.В.Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность»
и «Права ребенка и проблема насилия на российском экране»] // Кинопроцесс. 2005. № 1. С. 173, 175.
Кириллова
Н.Б. Медиакультура: от модерна – к постмодерну. М.,
2005. С. 397.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое
медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004. С.
79–81.
Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику
// Медиаобразование. 2005. № 1. С. 121–124.
Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004.
С. 155–165.
Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно // Независимая газета.
2.09.2004.
Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России // Юг
России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2006. Т.
1. С. 316–323.
Поличко Г.А. Киноязык, объясненный
студенту. М., 2006. С. 7.
Russian Teachers and Media
Education. In: Newsletter on Children, Youth and Media in
the World. 2005. N 1. http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/letter.php
www.tu-ilmenau.de/fakmn/uploads/media/Russia-report_3.pdf
Burke, B.R. (2008). Media
Literacy in the Digital Age Implications for Scholars and Students. In Communication Studies Today At the Crossroads of the
Disciplines.
Yoon, J. (2009). The Development of Media Literacy
in
Web-ресурсы на которых
размещены книги и статьи А.В. Федорова:
http://edu.of.ru/mediaeducation
e-mail: 1954alex@mail.ru
Александр Федоров
Медиапедагоги России: энциклопедический
справочник